Еще несколько лет назад репетитора брали, если возникали проблемы. Сейчас репетиторство считается как нечто само собой разумеющееся.
Валерий Ивановский: Мы не сможем понять ситуацию в отрыве от контекста. Я думаю, что фундаментальной причиной оказалось то, что наша система образования не совсем комфортна и адекватна - и для детей, и для родителей. Период с двухтысячных годов по настоящее время отмечен большим количеством экспериментов в сфере образования. Вводились ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, в школах внедрялись разные программы. Репетиторство расцвело как ответ на то, что дети перестали успевать схватывать материал. Большинство проблем, которые возникают у детей в учебе, школа перекладывает на родителей. И это от начальных классов до выпускных.
Я, как мама, понимаю, что репетиторы объективно нужны. Подготовиться к экзамену, закрыть пробелы. Но ведь дело этим не ограничивается! Впечатление, что сегодня, чтобы чувствовать себя хорошим родителем, нужно оплачивать парочку-другую преподавателей каждому ребенку.
Валерий Ивановский: Если оставить за скобками случаи, когда действительно ребенку требуется помощь, то увидим как минимум две серьезные причины, по которым родители берут детям бесконечные частные занятия. И они обе, вы правы, связаны с чувствами самих родителей. Первая - в том, что родители не в полной мере выполняют свои обязанности. Или же им так кажется, что они недостаточно времени проводят с детьми, не могут уделить достаточно тепла, внимания. Мы пытаемся компенсировать недостачу. Часть заботы, которую недодаем, передоверяем. Второе - это компенсация остро переживаемого чувства своей некомпетентности. Родитель понимает, что ребенка мало родить и вырастить, его надо должным образом воспитать. Но что конкретно скрывается за этим "должным образом"? Когда мы переходим от лозунгов к конкретному содержанию, то оказывается, что здесь - пустота. Она нас пугает. Чтобы заполнить эту пустоту, родитель начинает запихивать в ребенка все, что только возможно. Это весьма частая история.
Я рада, что дочь занимается в музыкальной школе. Но знаю детей, с которыми уже в семь лет занимаются китайским, программированием и каллиграфией.
Валерий Ивановский: Это страх перед жизнью, который мы переносим на детей. Родители, прожив часть своей жизни, осознав, что уже не достигнут чего-то, не осуществят какие-то мечты, вместо того, чтобы самим идти на обучение, пробовать новое, начинают "переписывать" все на своих детей, пытаться реализоваться в них. Огромное количество занятий, которые родитель находит для ребенка, истощают детскую нервную систему, не идут на пользу растущему организму.
Получается, репетиторы - это тщеславие, дань моде? Раньше выписывали модного гувернера - сейчас ребенок должен быть "при носителе английского".
Валерий Ивановский: Да, мы называем это словом "мода", которое эмоционально легко воспринимается. Но за ним скрывается родительская попытка не свалиться в тревогу, не выпасть из жизни, а еще и комплекс неполноценности, который некоторые родители пытаются компенсировать. Чтобы исправить свои недостатки, мнимые или реальные, необходимо затрачивать время, силы. А с ребенком проще экспериментировать. Одно дело - самому корпеть над английским, а другое - сказать: "Ну-ка, давай, учи, тебе это в жизни пригодится!" Уровень энергетических затрат другой, а удовлетворение гораздо больше. Стараемся же для ребенка!
На днях озвучили новость: на репетиторов в России разрешили тратить материнский капитал. А ведь эту священную кубышку хранили для самого важного. Как так?
Валерий Ивановский: На самом деле - очень тревожные звоночки. Родители готовы бросить на "правое дело" и священную кубышку. Мы уже выяснили, что чрезмерное увлечение репетиторами - компенсационный механизм, прикрываемый утверждением, что это - родительская забота и она должна пойти ребенку во благо. Но я как психолог хотел бы подсказать, что на самом деле самая главная задача, которая стоит перед нами, - это дать детям максимальное количество любви. Всё! Если мы будем относиться с любовью к ребенку, он вырастет и умным, и подготовленным к жизни, и сильным. Ему не нужны костыли в виде многочисленных кружков и репетиторов.
Но все-таки идея репетиторства в чем-то мне импонирует: это возможность найти поддержку. Ведь зачастую в роли репетиторов выступают студенты и даже старшеклассники!
Валерий Ивановский: Да, это пример, как общество может самоорганизовываться и заниматься взаимовыручкой. Но добавлю ложку дегтя. Дело в том, что здесь происходит замещение профессиональной сферы кустарщиной. А это сигналы, что со сферой образования что-то не так. Образование - архиважная область социального бытия. Оно формирует и человека, и его отношение к миру. И все это отдается на откуп случайности. Чем более человек образован, тем более понимает, что его жизнь зависит от окружающих, и чем больше он вносит в общественное позитивного, тем больше это позитивное возвращается к нему. Качество общества, в котором мы живем, зависит от каждого. Только высокий уровень образования дает понимание этого.
Когда я слышу, как шутит с моим младшим его "англичанка", или как старший делится с математиком новостями, мне кажется, что, кроме знаний, я покупаю общение, на которое меня самой не хватает.
Валерий Ивановский: Да, часто кроме самого обучения мы отдаем на аутсорс частичку того, что должны делать сами. Вы слышите, что сын общается с учителем, они шутят. А ведь это могли быть вы. Иногда это больно и неприятно слышать. Конечно, существуют обстоятельства, когда мы вынуждены поступать так, а не иначе. Но надо разобраться, почему у ребенка что-то не идет. А это морально тяжело, проще взять репетитора. Родитель не признается себе: "Я боюсь учителей, мне с ними страшно разговаривать, я чувствую себя неловко". И просто откупается.
И вот ты уже не тот, кто сам боится учителя, а клиент, который всегда прав.
Валерий Ивановский: Далее, чтобы оплатить занятия, мы вынуждены на порядок больше работать и еще забираем время у ребенка, обкрадывая и себя, и его. Мы отчуждаем себя от ребенка; у него что-то не ладится, а мы, как эрзац, нанимаем второго репетитора, третьего. И себя этим успокаиваем. Но то, что вопросы возникают и мы с вами об этом говорим, свидетельствует о том, что мы эту тревогу чувствуем и в глубине души понимаем, что здесь не все так просто и однозначно.
Валерий Ивановский - клинический психолог, нейропсихолог. Автор научно-популярных работ по теме межличностных взаимоотношений и информационной теории общества. Создатель Академии психологии Триэтта.