На фоне продолжающегося дефицита на авторынке порой складывается ощущение, что цены на машины растут практически без остановки. Так, в минувшем году средневзвешенная стоимость нового автомобиля в нашей стране достигла рекордных 2,26 млн рублей - это на 15% больше, чем годом ранее, гласят данные агентства "Автостат". Несмотря на то, что цены на подержанные машины не зависят от валютных курсов, они выросли еще сильнее - на 35% до 880 тыс. рублей.
Это объясняется изменением структуры спроса - на рынке новых автомобилей он сместился в сторону более доступных моделей, которые остались в продаже. В данной ситуации многие покупатели стали чаще смотреть в сторону "вторички", выбирая более "свежие" и дорогие модели, ставшие заменой ушедшим из России массовым иномаркам, в то время как премиальные автомобили практически исчезли из автосалонов.
"Стоимость новых автомобилей в 2023 году будет зависеть от различных факторов: курсы валют, наличие предложения на рынке, доходы россиян и их интерес к покупке новых машин. Сейчас предпосылок для снижения стоимости авто нет из-за их дефицита и глобального кризиса с комплектующими", - рассказывает "Российской газете" генеральный директор автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль.
По оценкам генерального директора ГК "Автодом" Андрея Ольховского, рост цен на автомобили в 2023 году будет в диапазоне порядка 10% от текущих уровней, если внешние факторы не будут задавать иной тренд. При этом модели европейских автопроизводителей будут иметь двукратный рост цен по сравнению с обычными периодами. Например, если прежде они повышали цены с 1 января на 3-4% в силу инфляции, то в 2023 году уже ряд брендов заявил о повышении стоимости на 7%.
В свою очередь, председатель совета директоров "БН-Моторс" Алексей Подщеколдин отмечает "РГ", что китайские бренды, которые в начале года увеличили стоимость автомобилей примерно в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом, сейчас предлагают приобрести автомобиль со скидкой до 600 тысяч рублей. По мнению эксперта, в будущем году стоимость автомобилей китайских брендов останется на уровне ноября - декабря 2022 года.
"Что касается российских марок (Lada, ГАЗ, УАЗ), то они, скорее всего, подорожают на 10-15%, поскольку у них остаются проблемы с логистикой комплектующих и поиском новых поставщиков. Считаем, что цена на автомобили, ввезенные по параллельному импорту, будет выше, чем на аналогичные модели, ранее производимые в России. Предпосылок для падения цен нет: никаких изменений в части ввозных пошлин и других послаблений не ожидается", - резюмирует Алексей Подщеколдин.