Все больше россиян не хотят работать по договору найма
Если в январе 2022 года самозанятых было чуть больше 4 миллионов, то уже в августе количество плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) перевалило за 5,5 миллиона человек. С чем связан рост?
Павел Разов: Тенденция роста числа самозанятых в России может быть обусловлена несколькими факторами. Многие зарубежные компании покинули российский рынок, вследствие чего у россиян, которые хотели официально заниматься профессиональной деятельностью, появились новые возможности для привлечения клиентов и развития. Цифровизация экономики и создание новых платформ для фриланса также оказали благоприятное воздействие на количество самозанятых. У исполнителей значительно расширились возможности взаимодействия с клиентами, в том числе из других регионов, поэтому возможность осуществлять свою деятельность теперь не ограничивается территориально. Повысился также уровень предпринимательских намерений. Все большее количество россиян не хотят работать по договору найма, их привлекает перспектива самостоятельного выбора объема и времени работы, освоение новых профессий и независимость от взаимоотношений с начальством. Выросла осведомленность граждан о возможности стать самозанятым. Стратегия государства в области повышения финансовой грамотности населения и осуществление соответствующих государственных и региональных программ позволяют гражданам узнать о том, что такое самозанятость, какие есть достоинства и недостатки у данной формы занятости. Увеличилась популярность удаленного формата работы. Ограничения, связанные с влиянием пандемии COVID-19, вынудили россиян перейти на новый формат работы - удаленно. Благодаря этому многие сотрудники найма поняли, что работа в дистанционном формате для них более привлекательна. Кроме того, в период пандемии популярность приобрели профессии, связанные с работой на себя, - веб-дизайн, IT-разработки, интернет-маркетинг и т.д.
Почему самозанятые легче адаптируются к санкционному давлению по сравнению с представителями традиционных форм занятости?
Павел Разов: Самозанятые граждане - это гибкая, самостоятельная и мобильная категория, которая быстро подстраивается под внешние условия, в том числе санкционное давление и иные ограничительные меры, которые влияют на экономику и рынок товаров и услуг в целом. Особенность самозанятости в том, что человек сам ответственен за свою трудовую деятельность. Важным фактором, который позволяет самозанятым быстрее адаптироваться к экономическим вызовам, является отсутствие закрепления человека к конкретному месту работы, месту жительства. Это позволяет быстрее и эффективнее находить новые, более выгодные с точки зрения аренды, к примеру, помещения, что снижает негативные экономические последствия для самозанятых. Более того, самозанятые граждане менее зависимы от иностранных партнеров, финансовых вложений и инвесторов, чем представители различных традиционных форм занятости. Таким образом, на деятельности самозанятых в условиях санкций не отразились проблемы с поставкой сырья или иных ресурсов из других государств, логистические цепочки не нарушились. Кроме того, самозанятые могут использовать более гибкие антикризисные инструменты - расширение оказываемых услуг, использование цифровых платформ для более быстрого и качественного взаимодействия с клиентами, осваивание новых профессиональных навыков для повышения мобильности в сфере профессиональной деятельности.
Можно совмещать трудовую деятельность по найму и самозанятость
Появились ли условия, чтобы веб-мастера, программисты, логопеды, специалисты по уходу за животными и другие самозанятые смогли масштабировать свой бизнес и стать индивидуальными предпринимателями, открыть солидные компании?
Павел Разов: На данном этапе эти условия совершенствуются. В июне 2022 года президент издал указ, уравнивающий самозанятость с малым и средним предпринимательством, поэтому возможным является увеличение масштабов профессиональной деятельности с последующим изменением формы занятости на ИП или МСП. Указом также закреплена возможность самозанятых обратиться за финансовой, имущественной, консультационной и прочими видами помощи. Кроме того, в июне 2022 года Госдума приняла закон, закрепляющий за самозанятыми возможность регистрации товарного знака - сайта, логотипа, бренда, слогана и так далее. Это позволяет самозанятым стать более узнаваемыми и формирует новые возможности для дальнейшего развития собственного бизнеса. Есть возможность и дальше совершенствовать условия для самозанятых. Например, стаж работы в качестве самозанятого не учитывается, то есть для формирования пенсионных накоплений самозанятому необходимо оформить договор с Пенсионным фондом. Несмотря на это, можно совмещать трудовую деятельность по найму и самозанятость. Еще одним преимуществом является оказание региональной поддержки самозанятым, что благоприятно сказывается на обеспечении устойчивого регионального развития и развитии частного сектора, благодаря которому удовлетворяется внутренний спрос.
Отныне самозанятость уравнена с малым и средним предпринимательством. Что добавит самозанятым новый статус и чем их обременит?
Павел Разов: Уравнивание самозанятых с малым, средним предпринимательством, конечно, имеет ряд последствий. Прежде всего теперь на самозанятых распространяются такие же льготы и меры поддержки, как и на малых и средних предпринимателей. Цель этого - стимулирование граждан легализовать доходы. Важными направлениями, которые стали доступны для самозанятых в плане получения поддержки, стали сферы образования, ремесленной и сельскохозяйственной деятельности. При этом спектр доступных видов помощи для самозанятых включает в себя финансовую, гарантийную, имущественную, информационную, консультационную помощь, что также свидетельствует о расширении возможностей для развития института самозанятости. Приравнивание самозанятых к МСП должно упростить процедуру заключения договоров в отношении государственного (муниципального) имущества, так как теперь самозанятые не обязаны участвовать в торгах. Очевидно, что такая мера позволит самозанятым более комфортно заключать договоры аренды помещений и поспособствует масштабированию их деятельности. Новый статус самозанятых дает им также определенную преференцию, связанную с возможностью регистрировать товарные знаки. Данное положение должно позитивно отразиться на творческом потенциале самозанятых, их инновационной деятельности.
Переориентация с частных клиентов на госзаказ - это нормально
В новой экономической реальности, формируемой санкциями, некоторые самозанятые переключились с корпоративных и частных клиентов на рынок муниципального или государственного заказа. Что в этом случае они приобрели и что потеряли?
Павел Разов: Переориентация с одного типа клиентов на другой - это нормально. Рынок муниципального и государственного заказа порой является более стабильным, чем частные клиенты. Среди ключевых преимуществ, связанных с работой на рынке муниципального или государственного заказа, следует отметить гарантии, предусмотренные в случае успешного выполнения заказа, а также уверенность самозанятых в том, что их труд будет по достоинству оценен. Что касается рисков, связанных с рынком муниципального или государственного заказа, то в процессе постоянной работы с таким типом заказа возможна потеря самозанятым собственной уникальности, ведь государственные заказы подразумевают четкое следование определенным требованиям. Также в ходе аукциона самозанятым для получения преимущества, вероятно, придется снижать предлагаемые суммы, но такая стратегия при успешном выполнении заказа в будущем значительно увеличит их репутационный капитал. Самозанятые сейчас имеют широкий выбор в области потенциальных клиентов, что позволяет им рационально принимать решения о дальнейшем сотрудничестве. В процессе выполнения государственных заказов самозанятые могут получить опыт, связанный с эффективной реализацией выделенных средств, а также выработать ряд компетенций, отвечающих за своевременное выполнение заказа и его высокое качество.
Велико ли среди самозанятых число тех, кто стал рассматривать возможность эмиграции?
Павел Разов: Определенная часть самозанятых может рассматривать такую возможность в связи с тем, что их работа не связана с определенным местом, например, это касается специалистов в IT-отрасли, веб-дизайнеров, логопедов и т.д. Статистических данных относительно эмиграции самозанятых пока нет, однако осуществляемая в России политика в отношении поддержки и развития института самозанятости позволяет сформулировать следующие гипотезы. Непрерывная поддержка данного сектора экономики позволяет создать сильный кластер самозанятых, способных играть важную роль в системе экономической безопасности государства. В таком случае у самозанятых должно появиться желание заниматься деятельностью с осознанием того, что им будут оказаны необходимые формы поддержки, начиная с информационного сопровождения и заканчивая предоставлением финансовой помощи со стороны государства. Формирование подобных условий, гарантирующих стабильную поддержку самозанятых и обеспечение всем необходимым для развития собственной деятельности, благоприятно скажется на миграционных намерениях в пользу отказа от эмиграции.
Все введенные меры по поддержке самозанятых в той или иной степени эффективны
Что еще может и должно сделать государство для поддержки этого сектора экономики?
Павел Разов: Все введенные в этом году меры по поддержке самозанятых в той или иной степени эффективны, поэтому количество самозанятых растет даже в условиях небывалой ранее санкционной политики других государств и давления на нашу экономику извне. Среди потенциальных направлений поддержки самозанятых со стороны государства я бы назвал частичное возмещение расходов, связанных с закупкой материалов и процессом производства, по аналогичной методике, которая будет применена в 2023 году в сельскохозяйственной сфере.
Самозанятые не просят денег, не требуют льгот. Они говорят: дайте нам стабильность, дайте понятные механизмы работы, дайте прозрачные правила игры. Насколько, на ваш взгляд, государство последовательно в поддержке самозанятых с точки зрения их взаимодействия с другими рыночными игроками, клиентами и финансовыми институтами?
Павел Разов: Конъюнктура внутреннего рынка в современных условиях не является стабильной - изменяются ориентиры и условия функционирования. Именно поэтому важно обеспечить стабильность на внутреннем рынке России. Для этого государство стремится делать все возможное, однако не всегда все задуманное исполняется так, как планировалось. Это и приводит к внутренней турбулентности, которую государственные структуры нивелируют с помощью мер поддержки и мотивации частного сектора. Осуществляемые меры, на мой взгляд, достаточно последовательны, но перспективы развития все же имеются - взаимодействие с другими рыночными игроками недостаточно проработано.
Самозанятость становится популярной
Много ли самозанятых в санкционных условиях отказались от своего предпринимательского статуса и начали искать работу в найме?
Павел Разов: По последним данным, самозанятость становится популярной среди населения нашей страны - многие индивидуальные предприниматели и работники в сфере найма регистрируются как самозанятые. Поэтому количество самозанятых, которые отказались от своего предпринимательского статуса и начали искать работу в найме, несоразмерно числу новых самозанятых. По информации НФС, на начало октября 2022 года количество самозанятых граждан России составляет 5,5 млн человек. Увеличение доли самозанятых россиян отмечается с начала 2022 года. Федеральная налоговая служба сообщает, что в июле 2022 года было зарегистрировано более 273 тысяч новых самозанятых. Санкции стимулируют граждан адаптироваться к сложившимся условиям и искать новые источники заработка. Уход ряда зарубежных компаний с отечественного рынка заставляет развивать внутреннее производство, однако отечественные компании не могут предоставить достаточное количество трудовых мест для граждан, которые лишились работы. Поэтому отказ от самозанятости в контексте санкционного давления не является перспективным - уже существующие предприятия, будь то малый, средний или крупный бизнес, не смогут удовлетворить спрос на предоставление трудовых мест по найму, поэтому более перспективным является открытие собственного дела в качестве самозанятого, особенно с учетом государственной поддержки.
Павел Разов - доктор социологических наук, профессор, профессор департамента социологии Финансового университета при правительстве Российской Федерации, член российского общества социологов. Постоянно работает в тесном контакте с органами государственной законодательной и исполнительной власти. Сфера интересов: социология семьи, социология рисков, социология труда и профессиональной мобильности. Автор более 100 учебно-методических и научных работ, учебников и учебных пособий по социологии.