Людмила Айвар, адвокат
Компьютерные преступления должны иметь большие правовые последствия. Потому что с помощью цифровых систем и новых технологий можно и компанию разорить, и с банковских счетов деньги поснимать, заниматься кибершпионажем, совершать саботаж и диверсии или какие-то иные противоправные деяния. В том числе и акты терроризма, вандализма и прочие технологические преступления. Например, сбить систему работы самолетов. Это очень серьезные вещи, потому что сейчас практически все в нашей жизни компьютеризировано, и при наличии специальных программ можно влезть в мозг почти любого компьютерного устройства, не очень хорошо защищенного, или получить доступ к любой компьютерной системе, чтобы повредить или разрушить ценную информацию.
Безусловно, те лица, которые каким-то образом содействуют в совершении компьютерного преступления и своими действиями, умышленными или совершенными по неосторожности (когда субъект допускал, что совершается преступление, но легкомысленно относился к этому), должны нести наказание. К примеру, распечатывание мошеннических схем на принтере со своего компьютера или плана о захвате заложников - это тоже соучастие в подготовке к преступлению. Я считаю, в зависимости от доли участия человек должен быть привлечен к уголовной ответственности. "Российская газета" пишет, что пленум Верховного суда объяснит, как наказывать за компьютерные преступления. Даже распечатка на принтере с чужого компьютера документа может попасть под Уголовный кодекс.
Однако хочу оговориться, что здесь следствию надо быть очень внимательным и дотошным, здесь важно не перегнуть палку. Потому что у нас работают компьютерные центры, которые вообще не вникают в то, какие копии они делают или какие документы с флешки распечатывают. Есть и технические работники, которые порой даже читать не умеют сложные технические схемы, что им попадаются. И говорить о том, что они соучастники какого-либо мошенничества в данной ситуации или в какой-то степени содействовали преступлению, не совсем было бы правильно и справедливо.
Но тем не менее здесь нужны особые способы доказательства этих преступлений, и эти деяния расследуются специальным управлением ФСБ России. У них есть методы и технологии таких расследований.
Мне бы также хотелось, конечно, чтобы представители закона больше обращали внимание на пресечение заведомо ложной, негативной информации, в том числе клеветнического характера. Поскольку у нас сейчас в компьютерных системах и на всяких интернет-ресурсах и каналах, таких, скажем, как "Телеграм", некоторые авторы размещают материалы, не задумываясь ни о правовых последствиях, ни о содержании, ни о моральном вреде для лица, в отношении которого они пишут. И, к сожалению, никакой ответственности за свои публикации они не несут, потому что регистрируют IP-адреса за пределами РФ, и достать их оттуда невозможно. А у государства руки туда совсем не дотягиваются. При этом клевета является уголовно наказуемым преступлением. Хочу сказать, что подобные сайты с ложной и непроверенной информацией нужно блокировать, пусть они потом восстанавливают свои ресурсы, если считают себя добросовестными и имели в виду совсем не то. Лучше лишний раз пресечь, чем допускать возможное преступление.
Защититься от компьютерного преступника очень сложно. Поэтому многие из моих знакомых имеют два компьютера. Один из них подключен к интернету, а другой никогда в жизни не знакомился с мировой паутиной. У них просто стоит такой "кирпич", на котором готовятся все документы, там есть все необходимые рабочие папки, чертежи, будущие планы, заметки, проекты и так далее. По-другому, наверное, сложно, потому что при наличии интернета, при наличии входа в твою компьютерную систему установка какой-либо программы дает возможность вирусам войти в мозги твоего компьютера и скачать информацию, которая у тебя там находится. Конечно, нужны пароли и системы защиты, но хотелось бы, чтобы наши "касперские" работали еще более активно, придумывая новые и новые способы защиты.