15.12.2022 20:10
Культура

В Русском музее открывается выставка картин о повседневной жизни

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №285 (8933)
Крестьянские дети заглядывают по очереди в колыбельку на картине Карла Лемоха "Новое знакомство". / Кирилл Лемох / Пресс-служба Русского музея
Читать на сайте RG.RU

"Дом и семья. Картины мирной жизни", Русский музей, 16 декабря 2022 года - 6 марта 2023 года

В Корпусе Бенуа открывается вторая часть выставочного проекта Русского музея "Художники о войне и мире". Первая часть этого диптиха обращалась к образам военных обездоленных будней, новая - размышление на тему домашнего очага и семейного тепла. Первую часть проекта составили полотна законодателя жанра батальных сцен Василия Верещагина, Виктора Васнецова, Джорджа Доу, Ореста Кипренского и даже Александра Дейнеки и Казимира Малевича. Кстати, "военную" часть масштабного проекта успели показать в Европе, и даже в расширенном составе. Выставку представили в филиале Русского музея в испанской Малаге.

Война и мир - необъятная тема в русском искусстве, поэтому работы, которые будут представлены на суд посетителей, снова охватывают период с XVI до XX века. Это 160 полотен - картины Ивана Крамского, Владимира Маковского, Иллариона Прянишникова, Бориса Кустодиева, Константина Коровина. Они выделены в несколько разделов - "В кругу семьи", "Дети в доме", "Домашний очаг", "Застолье", "В тишине и покое", "Натюрморты". Экспозицию составят в том числе и малоизвестные работы.

Любопытно, что семью начали изображать уже на первых наскальных рисунках. Семейные отношения часто описывались в летописях. Человек, не желавший заводить семью, до начала XX века вызывал у соседей подозрение. От патриархальной крестьянской семьи на полотне Соколова (имени и дат жизни художника история не оставила) "Крестьянское семейство перед обедом" 1830 года, где заботливая мать ставит крынку молока на стол, а старший сын разрезает хлеб, до "Семейного портрета" 1831 года кисти Федора Толстого, где он изобразил членов своей семьи в бесконечной анфиладе комнат богатой дворянской усадьбы. Древние античные скульптуры, расположившиеся вдоль стен, словно замерли во времени. Они будто перекликаются с расслабленными позами обитателей дома, собравшихся за столом для обеденной трапезы.

Рубенс гостит на Истре. В "Новый Иерусалим" привезли фламандскую живопись из российских музеев и частных собраний

"Швея" (1875) Михаила Клодта и "В комнате" (1862) Ивана Крамского. Скромные юные прелестницы - излюбленная тема в творчестве мастера "малой" жанровой картины Михаила Петровича Клодта, сына знаменитого петербургского скульптора.

От "Утреннего натюрморта" 1918 года Кузьмы Петрова-Водкина до "Семьи за столом у окна" 1963 года кисти Натальи Жилиной. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин часто обращался к натюрморту. Но в его исполнении это целый мир, микрокосм - картина-символ, на которых осязаема фактура всех изображенных предметов: зеркальный блеск металлического чайника, прозрачность стекла наполненного стакана, грани которого повторяют отражение ложки, лежащей на глубоком блюдце; шероховатая поверхность столешницы из дерева.

Другое настроение на картине Жилиной: склоненные над столом фигуры, выбеленные снегом улицы за окном, зимний полумрак в комнате и женщина, в тревоге смотрящая в окно.

Живопись Санкт-Петербург