Как следует из текста письма, которое есть в распоряжении "Российской газеты", в результате появления возможности отключать рекомендательные сервисы пострадают три категории онлайн-бизнесов. Так, временное отключение рекомендательных технологий на маркетплейсах приводит к потерям 4,6% оборота платформы. Таким образом, только для крупных платформ потери составят порядка 20 млрд рублей, а для всей отрасли - более 100 млрд рублей в год. "При этом большая часть (более 60%) потерь маркетплейсов - это потери продавцов, то есть малого и среднего бизнеса", - отмечается в тексте документа.
Приведет это и к удару по рекламному рынку. Эффективность персонализированной и неперсонализированной рекламы различается примерно в 10 раз. В результате затраты на рекламу не будут окупаться и не будут приводить к росту выручки. Исходя из прогнозного объема рынка в 2022 г., убытки для рекламных площадок составят порядка 18 млрд рублей в год. "Перед рекломодателями встанет выбор - увеличивать рекламные бюджеты или довольствоваться снижением числа привлеченных клиентов на 30-50%", - уверены авторы документа.
Третьей пострадавшей стороной станут онлайн-кинотеатры. "Для значительного числа контентных сервисов рекомендательный алгоритм является уникальным товарным предложением. Убытки контентных площадок в первый год исходя из прогнозного объема в 2022 году составят порядка 5 млрд рублей, что соответствует порядка 10% объема рынка онлайн-кинотеатров", - говорится в документе.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко "РГ" сообщили, что в курсе опасений, озвученных АНО "Цифровая экономика", однако принятие закона, как направленного на защиту интересов граждан от недобросовестной работы таких сервисов, представляется обоснованным и необходимым. "Каждый из озвученных рисков будет дополнительно проработан, как на площадке правительства, так и Федерального Собрания в ходе законотворческого процесса. Совместно мы должны найти необходимый баланс частных и публичных интересов, чтобы не создать для ИТ-отрасли излишние регуляторные барьеры", - пояснили в аппарате вице-премьера.
Не менять ничего и оставить все как есть - не получится, уверен автор законопроекта, замглавы Комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин. "Они хотят оставить все как есть. Но так уже не будет никогда. И у меня нет никаких сомнений, что законопроект будет внесен. Очевидно, что если позиция индустрии будет аргументированной, то он может быть модернизирован. Но пока что во всех заявлениях и на встречах с отраслью я ни разу не встречал слов о правах граждан, правах пользователей. Но пришло время подумать об уравнении прав пользователей и платформ", - сообщил депутат "РГ".
Он напомнил, что аналогичные законопроекты готовятся и в США, и в Европе, а в Китае уже приняты.
"Мы, кстати, не знаем доподлинно, какие именно данные сегодня рекомендательный движок собирает о пользователях. При этом очевидно, что алгоритм используется в том числе для глубокого профилирования и также может быть использован в информационных войнах", - добавил депутат.
В свою очередь глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко сообщил "РГ", что считает принципиальным саморегулирование отрасли. В частности, разработана и утверждена Хартия профессиональной этики сервисов размещения объявлений. Ее уже подписали hh.ru, ЦИАН, Ozon, YouDo и ряд других компаний.
"Мы находимся в тесном контакте с отраслью и регуляторами. Бизнес и государство сходятся в одном: "взять и отменить" законопроект невозможно, надо договариваться. Для создания комфортной правовой среды необходимо создать условия для саморегулирования цифровых сервисов", - сообщил Плуготаренко.
Он напомнил, что рекомендательные системы относятся к технологиям искусственного интеллекта и являются основным двигателем развития русскоязычных семантических технологий.
"Предоставляемая законопроектом возможность отключать рекомендательные системы приведет к ухудшению их работы и недостижению поставленных в указе и федеральном проекте задач", - заявил Плуготаренко.