19.12.2022 17:47
Общество

"Роскосмос" заявил об обнаружении возможного места повреждения корабля "Союз МС-22"

Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Столичный выпуск: №287 (8935)
Величина отверстия в приборно-агрегатном отсеке корабля "Союз МС-22" меньше миллиметра. Об этом свидетельствует предварительный осмотр, сообщил генеральный директор "Роскосмоса" Юрий Борисов. "Предварительный осмотр показал, что там есть маленькая дырочка, где-то 0,8 мм, что и привело к разгерметизации", - передают слова Борисова "Известия".
В конце декабря будут заслушаны выводы рабочих групп и намечены планы на будущее программы МКС. / t.me/roscosmos_gk
Читать на сайте RG.RU

Вместе с тем "Роскосмос" ответил на самые острые вопросы, связанные с повреждением холодильника-радиатора, расположенного на приборно-агрегатном отсеке пристыкованного к МКС корабля "Союз МС-22". Напомним: это случилось 15 декабря. По предварительной информации, причиной могло быть попадание микрометеороида или космического мусора.

Как ситуация отразилась на экипаже?

Никак, - отмечают в "Роскосмосе". Корабли семейства "Союз" эксплуатируются в космосе с 1966 года и за полвека доказали свою надежность и живучесть. Сейчас их последняя модификация - "Союз МС" - используется для доставки экипажей на МКС и их возвращения на Землю, а также как средство для экстренной эвакуации космонавтов со станции в случае необходимости. Такой необходимости в настоящее время нет.

"Союз МС-22" прилетел на МКС в сентябре: привез российских космонавтов Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также американского астронавта Фрэнка Рубио. На станции корабль находится в законсервированном состоянии, и космонавты изредка посещают его. В первые дни после повреждения температура в жилом объеме корабля достигала плюс 30 градусов, а в приборно-агрегатном отсеке - плюс 40 по Цельсию. С отключением систем корабля температура стабилизировалась на уровне около плюс 30. Превышение температурного режима допустимо и не критично ни для техники, ни для здоровья космонавтов.

Для поддержания комфортной температуры в жилом объеме "Союз МС-22" используется подача с помощью воздуховодов и вентиляторов охлажденного воздуха с российского сегмента МКС.

Как идет выяснение причин?

Сформированы две рабочие группы. Они анализируют всю информацию, поступающую с борта МКС и корабля. Проведен ряд тестов систем "Союза МС-22", в том числе с включением двигателей причаливания и ориентации. Тесты показали, что других неисправностей в нем нет. Проверки планируется продолжить.

Анализ поступивших на Землю данных позволил обнаружить возможное место повреждения приборно-агрегатного отсека корабля. В конце декабря будут заслушаны выводы рабочих групп и намечены планы на будущее.

Какие дальнейшие действия?

Специальная комиссия должна принять решение о возможности или невозможности дальнейшего использования корабля "Союз МС-22" для возвращения космонавтов на Землю. Оно запланировано на март 2023 года.

"Роскосмос" разрабатывает двигатель, работающий на воде

В первом случае предлагается в марте выполнить штатную пересменку экипажей российского сегмента МКС, во втором - может быть ускоренно подготовлен к запуску беспилотный корабль "Союз МС-23" для замены "Союза МС-22". Корабль "Союз МС-23" находится на космодроме Байконур и уже прошел часть испытаний перед плановым стартом в марте.

Кроме того, комиссии предстоит принять решение по дальнейшей программе полета российского сегмента МКС. Как подчеркивают в "Роскосмосе", информация ряда Telegram-каналов о существовании некоего резервного корабля в полной готовности к запуску, который можно было бы в считанные дни или часы запустить для эвакуации экипажа МКС, не соответствует действительности.

Резервным специалисты называют корабль, который уже прошел часть подготовки на космодроме и может быть выведен на орбиту через 45 суток после возникновения нештатной ситуации на станции. На Байконуре есть в наличии такой корабль - это "Союз МС-23".

"Роскосмос" рассекретил личное дело первого космонавта
Космос "Роскосмос"