Законопроект, который объединяет все биометрические сведения в единую государственную систему, вызвал большой резонанс - несмотря на заверения инициаторов о том, что данные будут куда лучше защищены, чем без такой системы. Согласно новому проекту, монополия на первичные биометрические образцы будет у государства, а коммерческие структуры получат доступ к математическим кодам этих данных - векторам. Таким образом, при утечке информации из коммерческого хранилища никто не узнает личные данные пользователей. Однако заверения депутатов и поддержка правительства РФ не убедили общественность: образовавшийся резонанс подогрели новые сообщения об утечках персональных данных.
Как доработали проект
Депутаты ко второму чтению решили переписать законопроект, который вызвал массу опасений, пояснял спикер Госдумы Вячеслав Володин: по его словам, по поводу инициативы поступило много обращений. "Законопроект существенно изменен, - подчеркнул он. - Исключены все неопределенности и двойные толкования. Установлен целый ряд механизмов гарантий и защиты прав граждан".
В частности, введен запрет на принуждение к сдаче биометрических данных. При этом гражданину не смогут отказать в услугах - как коммерческих, так и государственных - если он не захотел предоставлять биометрию. Прописан порядок отказа гражданина от сдачи биометрии и отзыва ранее данного им согласия.
Председатель Госдумы подчеркнул, что биометрия принадлежит человеку, и без его согласия собирать ее нельзя. "Сегодня различные коммерческие организации бесконтрольно собирают биометрию наших граждан. Зачастую данные утекают, затем - используются злоумышленниками. Это недопустимо", - считает он. В обновленном виде законопроект, по словам спикера, призван остановить распространение биометрических данных разными коммерческими организациями и обеспечить их государственную защиту.
Другие обновления:
- введен запрет на хранение геномной информации;
- ограничен перечень биометрических данных - только лицо и голос;
- будет возможность в упрощенном порядке удалить сведения, если они окажутся в системе;
- биометрию детей нельзя будет использовать без согласия родителей;
- контролировать использование биометрии можно будет через портал госуслуг;
- использование и хранение биометрии допускается только в базах данных, находящихся на территории РФ;
- оператором биометрической информации может быть только государственное учреждение или унитарное предприятие, а не любое юридическое лицо, как раньше.
После принятия такого закона депутаты, по словам Вячеслава Володина, собираются сделать следующий шаг - ввести ответственность за принудительный сбор биометрии и ужесточить ответственность за утечку данных.
Подробности от профильного комитета
"Можно сказать, что это абсолютно новый проект, - прокомментировал глава комитета по информполитике Александр Хинштейн. - По нему была проделана большая работа совместно с правительством, всеми заинтересованными службами, общественностью и представителями РПЦ. Нет ни одного абзаца, в который не вносились бы изменения". Кстати, глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев накануне заявил профильному комитету, что поправки к законопроекту о биометрии снимают те вопросы, которые были у общественности к документу. До этого в СПЧ заявляли о рисках ущемления конституционных прав граждан в связи с принятием законопроекта.
Хинштейн раскрыл ряд нюансов. По его словам, вводится запрет на любую дискриминацию людей, отказывающихся предоставлять свои биометрические данные. При этом отказ гражданина от ее сдачи биометрии не сможет ограничивать человека в получении любых госуслуг и работ. Отказ от этой опции будет прозрачным: "Сделать это можно будет в письменной форме через любое отделение МФЦ. А отозвать ранее данное согласие на обработку биометрии можно будет в любой момент, уточнил он.
Хинштейн обратил внимание, что все эти действия могут совершаться родителями или опекунами в отношении их несовершеннолетних детей. "Зайдя на "Госуслуги", человек сможет увидеть все этапы работы с его биометрией (подача, отказ на обработку биометрии)", - добавил парламентарий.
Допустимая для сбора биометрия - изображение лица и запись голоса. Согласно пояснению Хинштейна, изменение этого перечня будет возможно только по предложению координационного совета, который будет формироваться правительством с участием представителей общественности и религиозных организаций.
Первый зампред того же комитета ГД Сергей Боярский сообщил, что в стране собраны биометрические данные более 70 млн человек, и речь идет о безопасности хранения информации.
Оппозиция не верит
Как бы то ни было, все это не убедило парламентскую оппозицию. Лидер "СРЗП" Сергей Миронов высказал мнение, что людей не спрашивают, хотят они или не хотят сдавать биометрию, а за утечку никого не накажут. Еще одно опасение: если на уровне страны будет госоператор данных, то в регионах - частные компании, в которых смогут участвовать иностранные инвесторы.
Депутат КПРФ Денис Парфенов пошел еще дальше. Это новый этап "цифрового концлагеря", на каждого гражданина будет запись в базе, заявил он, высказав также опасения о сохранности данных.
"Новым людям" непонятно, зачем это нужно населению, сообщил депутат Антон Ткачев. Кроме того, во фракции тоже боятся утечек - под вопросом национальная безопасность.
Депутат ЛДПР Леонид Диденко продолжил тему утечек, отметив, что бумажный документ можно положить в тумбочку, а электронные данные - нет. Во фракции не хотят ждать ужесточения наказания за нарушения в этой сфере - принимать такой закон надо безотлагательно, сказал Диденко. В ЛДПР также настаивают, что не должно быть дискриминации отказников от сбора. А тем, кто согласился на использование биометрии, нельзя давать преференции. И в целом это цифровое вторжение в жизнь граждан, добавил Диденко.
Депутат ГД Сергей Алтухов (ЕР) в комментарии "РГ" высказал мнение, что беспокойство в связи с принятием поправок можно понять. "Есть масса коммерческих организаций, которые бесконтрольно собирают биометрические данные. Случаются утечки, в результате сведения попадают в руки злоумышленников", - признал он.
При этом депутат все же посоветовал учитывать, что законопроект был существенно доработан: введен запрет на хранение геномной информации, использование без согласия родителей данных детей, нельзя принудить к сдаче биометрии. "Особо хочу подчеркнуть, что никаких отпечатков пальцев тоже собирать нельзя - только голос и лицо", - обратил внимание он.