Ситуация в Калининградской области сегодня непростая. Из-за отсутствия сухопутных границ с основной частью России регион очень сильно зависит от транзита по территории Евросоюза и Беларуси. После введения очередного пакета антироссийских санкций Литва установила запрет на провоз более пятидесяти процентов номенклатуры грузов, которые ранее завозили в эксклав по железной дороге или автомобильными фурами. В результате региональную логистику пришлось в срочном порядке переключать на паромы и сухогрузы, курсирующие между Калининградом и портами Ленобласти. Свернулись под санкционным давлением и программы приграничного сотрудничества с прибалтийскими соседями. В итоге вопрос импортозамещения товаров и грузов, завозимых из недружественных стран, встал особенно остро. Частично решить эту проблему поможет новая программа сотрудничества области с Беларусью.
Беларусь готова доставлять в российский эксклав пассажирский транспорт, сельскохозяйственную и коммунальную технику, а также стройматериалы. Первые поставки уже наладили. Технику везут из Беларуси в Ленинградскую область, а оттуда паромами переправляют в Калининградскую область.
Глава региона Антон Алиханов подчеркнул, что запреты, установленные Литвой, уже поставили под угрозу срыва несколько крупных белорусских инвестпроектов. Из-за невозможности напрямую завозить оттуда в Калининград цемент сроки строительства объектов затягиваются. Соглашение о сотрудничестве будет решать и этот вопрос.
- Мы внимательно относимся к нашему партнерству и видим позитивную динамику. Только в 2021 году товарооборот между Калининградской областью и Республикой Беларусь вырос на пятьдесят процентов и составил 733,5 миллиона долларов США, - отметил Антон Алиханов. - Сегодня нам нужно выработать совместную позицию по противодействию санкциям, затрагивающим транспортный комплекс. Работа в этом направлении уже ведется.
Развивать будут не только бизнес, но и гуманитарную сферу. Так, Витебская ветеринарная академия уже активно сотрудничает с университетами Калининграда.