Напомним: в августе "Российская газета" рассказала о транспортном коллапсе в НАО, возникшем из-за обмеления Печоры (единственная летняя трасса округа проходит по реке). По "низкой воде" баржи не могли преодолеть путь от Нарьян-Мара до Республики Коми, а отпускники, возвращавшиеся к началу учебного года из южных районов, застряли на своих машинах в населенных пунктах соседнего региона. Власти тогда вышли из положения - организовывали караваны сопровождения по недостроенной трассе Нарьян-Мар - Усинск.
Но за четыре последних месяца транспортная доступность НАО лучше не стала:
- На автомобильной дороге Нарьян-Мар - Усинск продолжаются строительные работы. На данный момент она закрыта для проезда транспортных средств. Информация об открытии движения обязательно будет опубликована, ориентировочно - в конце декабря 2022 года, - рассказали в администрации округа.
Тем временем в Усинске был введен режим повышенной готовности из-за возможного обрушения моста через реку Колву. Сталежелезобетонное сооружение через Колву - последний отрезок дороги из Нарьян-Мара на "материк". В ремонте мост нуждается давно, в декабре для предотвращения разрушений проезжей части запланирован монтаж металлических перекрывающих листов. Вместе с тем основные, бетонные работы могут быть начаты только при устойчивой положительной температуре воздуха - то есть не раньше весны.
Сейчас на аварийном мосту через Колву организовано реверсивное движение с ограничением массы транспортных средств до 12 тонн - проезд предусмотрен только по одной половине моста со светофорным регулированием очередности, скорость движения снижена до 20 километров в час, введено требование о соблюдении минимальной дистанции между автомобилями - 70 метров. Власти республики ждут морозов, чтобы организовать объездной маршрут по льду реки.
Тем временем в администрации НАО сообщают, что строительство дороги Нарьян-Мар - Усинск близится к завершению с опережением сроков: подрядчик работает круглосуточно, дорожное полотно новой трассы практически готово и до конца текущего года все работы должны быть завершены. Сейчас они ведутся на втором участке протяженностью 20,6 километра и на нулевом участке - 6,6 километра. Завершено устройство дорожной одежды, заканчивается также строительство 200-метрового моста через реку Шапкину и 108-метрового моста через реку Лаявож.
- Можно будет наконец-то забыть о зимнике. Жители округа поедут на новогодние каникулы по новой дороге, - обещают в администрации округа.
Напомним, что строительство автомобильной трассы Нарьян-Мар - Усинск было возобновлено в 2015 году, за прошедшее время в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" уложено более 53,3 километра трассы. В 2022 году на продолжение строительства единственного пути из НАО федеральный бюджет выделил региону более четырех миллиардов рублей. Федеральное финансирование на следующий год составит около двух миллиардов.
Но даже в случае предновогоднего открытия долгожданной трассы проблемные участки на ней останутся:
- Главной задачей по улучшению транспортной доступности НАО становится ремонт "убитой" дороги на участке Харьяга - Усинск, строительство моста на реке Куе и моста через Печору, - говорит Матвей Чупров.
Убитой - мягко сказано, как свидетельствуют местные жители, на участке трассы за поселком Харьягинский остаются ямы чуть ли не в человеческий рост. По словам руководителя департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО Анатолия Фролова, этому отрезку пути нужен капитальный ремонт. Власти рассчитывают на привлечение федерального финансирования в 2023 году.
Нет моста и через реку Печору - пока автомобилистам ежегодно приходится ждать ледостава. Хотя разработка проектной документации мостового сооружения ведется, закончить ее планируется не раньше 2024 года, а уже потом начать строить мост.
Отдельная тема - содержание дороги: так как трасса проходит по тундре, ее часто переметает снегом даже при слабых метелях и снегопадах. В результате появляются снежные туннели, возникают заторы, автомобилисты могут оказаться в "ловушках". В администрации округа признают, что необходимо создание дорожных пунктов, постоянное дежурство дорожной техники, особенно в местах снежных заносов - хотя это и дополнительные расходы бюджета. Сейчас идет процесс выбора подрядчика для содержания дороги.
А в перспективе важно, чтобы дорога шла не только до Усинска: и НАО, и Республике Коми необходим круглогодичный выход на дорожную сеть страны. Правда, для этого необходимо построить мост в районе села Усть-Уса.
В Ненецком автономном округе ведется строительство внутренних зимников, связывающих села и поселки НАО с Нарьян-Маром.
Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса округа уже разрешил движение механических транспортных средств по зимним дорогам в тундровой и лесотундровой зонах на территории региона с 10 декабря. Сейчас на зимнике из Нарьян-Мара в село Тельвиска ведется заливка ледовой переправы через протоку Казенная Виска. А вот оборудовать дорогу в Тельвиску по тундре пока не позволяют погодные условия - снега в этом году выпало мало.