Как рассказал заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль" Андрей Костянов, в России есть Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС "Аршин"). Вносить данные в него после поверки должен мастер компании, проводившей поверку счетчика. При этом компания должна быть занесена в реестр Росаккредитации. На обновление данных в "Аршине" даются сутки.
- Актуальные данные о состоянии устройства доступны в автоматизированном реестре, поэтому никакие данные теперь передавать жителю не нужно. Житель обязан лишь следить за межповерочными интервалами приборов учета воды и тепла, вовремя проводить поверку, - рассказал Андрей Костянов.
Чтобы удостоверится в том, что данные о поверке поступили в "Аршин", житель может зайти на портал fgis.gost.ru и ввести в поисковой строке номер своего прибора учета. В следующей платежке уже должна быть изменена дата следующей поверки.
"Другой вопрос, жители, стараясь сэкономить, порой на поверку счетчика приглашают компании, не имеющие права проводить ее, - рассказывает Костянов. - Это компании - мошенники. Они также выдадут акт о проделанной работе, но эти данные не поступят в "Аршин", а следовательно, управляющая компания в следующем месяце может выставить повышающий коэффициент. И москвичу придет счет не за использованную воду, а по нормативу, что в разы выше".
Напомню, что в Москве действуют нормативы: в месяц горожанин может расходовать почти 7 кубометров холодной воды и 4, 7 кубометра горячей воды. На деле столько выливает сейчас среднестатистическая семья.
Как добавил председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин, если раньше в приоритете был бумажный документ, сейчас приоритет отдан электронной версии. Более того, еще с сентября Верховный суд признал недействующим пункт Правил предоставления коммунальных услуг, который обязывал потребителей направлять в УК копию документа о результатах поверки счетчика. "Чтобы жителям нашего ТСЖ было удобно, мы заключаем с одной из компаний долгосрочный договор на проведение поверки приборов во всем доме, - отметил Крохин. - Это фирма входит в реестр, а жителям услуга обходится дешевле. Но мы просим компанию дублировать нам данные. Это помогает вовремя вспомнить о новом сроке".
Александр Орлов, житель Севастополя:
- У нас управляющие компании не требуют от жильцов передавать данные поверок и показания счетчиков. Абоненты, как правило, заключают прямые договоры с поставщиками услуг, а не с управляющей компанией. Это касается воды, газа, тепла, хотя квартирные счетчики на тепло в городе все еще большая редкость. Когда представитель компании-поставщика выполняет поверку квартирного счетчика, он сам передает данные в Государственный реестр средств измерений, управляющая компания в этом не участвует.
Андрей Радюков, инженер ООО "УК Жилищно-сервисная компания", Новосибирск:
- Это нововведение очень удобно. Данные из системы находятся в открытом доступе. Сама же поверка счетчиков проходит, как и раньше: собственник жилья обращается в компанию, предоставляющую такие услуги, специалист приезжает и проверяет корректность работы прибора учета, а также сверяет данные с паспортом счетчика. Результаты поверки появляются в "Аршине" через несколько дней.
Однако управляющие компании все же требуют копии актов о проведении поверки. Дело в том, что в "Аршине" можно увидеть только номер счетчика, дату пройденной поверки и дату следующей. Но там нет контрольных показаний счетчика, которые снимают при поверке и заносят в акт. А нам они нужны, чтобы удостовериться, что счетчики работают исправно и жильцы не обманывают нас при подаче показаний. Кроме этого, данные в "Аршине" не привязываются к конкретному адресу, поэтому "управляшкам" без акта сложно вычислить, кто из жильцов прошел поверку, а кто нет. Правда, есть и накладки. Управляющие компании отдают показания "ресурсникам" через специальную программу. По истечении поверочного срока счетчик снимается с учета, и программа закрывает доступ для внесения показания. Жильцам в таком случае выставляется платеж за коммунальные услуги по данным за последние три месяца. По истечении этого срока - по нормативу. Конечно же, эта сумма выше, чем по счетчику. Потом жильцы удивляются, почему у них такая дорогая коммуналка.
Наталья Маслова, директор управляющих компаний Советского района Ростова-на-Дону:
- Эта система у нас не работает, все пока по старинке.
Олег Хабибиллин,житель Казани:
- Об "Аршине" знаю, слышал. Однако на практике мне и большинству жителям республики приходится, как и раньше, передавать данные в управляющие компании. Объясняют это тем, что пополнение реестра - не является обязательным требованием для компаний, осуществляющих поверку счетчиков. Хотя есть и исключения. Одна из самых крупных управляющих компаний в городе "УК "Уютный дом", которая обслуживает более 500 домов, где проживают почти 152 тысячи человек, начала пользоваться новой системой и уже не требует с жильцов копии актов о поверке приборов учета воды и тепла.
Подготовили Ольга Гутман, Юлия Крымова, Лариса Ионова, Ольга Кондрева