23.12.2022 06:00
В мире

За что в Китае полюбили "Аленку"

Текст:  Елена Мирошникова
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №291 (8939)
На China International Import Expo (CIIE), которая в начале ноября прошла в Шанхае, был широко представлен шоколад российского производства.
/ EPA
Читать на сайте RG.RU

Рост экономики Китая повлиял и на потребительский вкус, что напрямую коснулось выбора продуктов питания. В стране сформировался "средний класс" c высоким уровнем доходов. Его представители отдают предпочтение западному образу жизни, могут позволить себе постоянное потребление продуктов, которые несвойственны традиционному Китаю.

Один из таких продуктов - шоколад. Его производство всегда было дорогим. Дерево какао произрастает в немногих странах тропического пояса. Переработка какао-бобов в плитку - это трудоемкий и длительный процесс, требующий специального оборудования и навыков.

/ Елена Мирошникова

Самая большая доля на рынке производителей шоколада в мире у транснациональных корпораций. Они уже построили свои фабрики в Китае и проводят активную экспансию на потребительский рынок. Однако в последнее десятилетие внимание китайского потребителя все больше привлекает российский шоколад.

Один из ярких примеров - любимый многими с детства шоколад "Алёнка". Еще пару десятилетий назад он был для многих китайцев "экзотикой", его привозили в качестве сувенира - компактный и вкусный подарок. Очень ассоциировалась с Россией "девочка Алёнка" на этикетке, в цветастом платочке и с широко распахнутыми голубыми глазами. Оптовых поставок в Китай этого продукта не было - московская фабрика "Красный Октябрь", которая выпускает шоколад более 50 лет, прежде всего обеспечивала "Алёнкой" весь СССР, и отбоя от заказов не было, советские граждане "Алёнку" очень любили. Школьники посвящали ей стихи, присылали их на фабрику, родители часто называли новорожденных девочек этим именем.

Проложен новый маршрут доставки санкционных товаров из Китая по морю

Ситуация изменилась в 2010 году, когда холдинг "Объединенные кондитеры", в который входит фабрика "Красный Октябрь", начал первые поставки в Китай своей продукции. Результаты превзошли самые смелые ожидания. Ежегодно объемы заказов увеличивались, и в первую очередь это касалось продукции бренда "Алёнка", который знаком китайцам еще с советских времен. В прошлом году экспорт холдинга "Объединенные кондитеры" в Китай вырос на 37 процентов, составив 1,87 тыс. тонн: печенье, шоколад, бисквит, галеты. Кстати, мучные изделия традиционно любят в Китае, как и в России. Но лидером продаж стал классический молочный шоколад "Алёнка", который осенью 2021 года продемонстрировал буквально взрывной рост популярности, на 84 процента. Говорят, что не последнюю роль в этом имели стримы двух популярных в Китае блогеров, которые рассказывали об "Алёнке" и делились положительными впечатлениями о вкусовых качествах российского шоколада.

В первом полугодии, несмотря на сложную для России внешнеэкономическую ситуацию и закрытие отдельных городов Китая из-за эпидемии, объемы поставок российской "сладкой продукции" в КНР увеличились, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года отмечен 30-процентный рост.

По мнению Максима Кузнецова, первого замдиректора холдинга "Объединенные кондитеры", курирующего китайское направление, популярность и конкурентоспособность обеспечивают два фактора: натуральный вкус за доступную стоимость и качество. Холдинг располагает собственными цехами по переработке какао-бобов, один из которых расположен в Москве и является одним из крупнейших в Восточной Европе (цех построен при поддержке правительства Москвы). А это значит, что для изготовления шоколада используются не импортные полуфабрикаты, а собственное сырье, качество шоколада контролируется на каждом этапе производства. В рецептуре "Алёнки" используется недезодорированное какао-масло, поэтому шоколад имеет выраженный натуральный вкус и аромат какао.

/ Елена Мирошникова

Максим Кузнецов отметил, что объемы продаж на территории Китая постоянно увеличиваются, поэтому в Шанхае открыт Торговый дом холдинга - Uniconf Trading (Shanghai) Co., Ltd., который упростил логистику. Если партия закончилась в магазине, можно не ждать ее доставки из России, а взять уже имеющуюся на месте. Дистрибьюторы могут оперативно получить необходимую продукцию со склада в КНР. Сейчас холдинг работает с несколькими крупными торговыми сетями в Китае, такими как Carrefour и RT Mart, и постепенно расширяет свое присутствие.

Российские производители рассчитывают, что пришли на китайский рынок со сладостями всерьез и надолго. С учетом вкусовых предпочтений китайских потребителей была разработана специальная линейка кондитерских изделий. Например, рулет со вкусом зеленого чая и шоколад "Алёнка" специального формата, причем надписи на упаковках выполнены на китайском. Учитываются и вкусовые традиции: китайцы не любят слишком сладкое, поэтому в продукцию для Китая сахара кладут чуть меньше, чтобы не терять оригинальный вкус.

/ EPA

Отечественные кондитеры успешно вживаются в реалии соседней страны, даже принимают участие в социальных акциях. В апреле 2022 года сотрудники шанхайского Торгового дома организовали благотворительную акцию, передав в больницы и домовладения мегаполиса более 7 тонн кондитерских изделий. В городе был локдаун, связанный со вспышкой коронавируса. Были ограничены передвижение людей и работа транспорта, возникали перебои с доставкой продовольствия. Более 20 тысяч жителей Шанхая получили кондитерские наборы, в состав которых входили печенье и конфеты. "Этот жест любви согрел сердца жителей города и укрепил нашу решимость одолеть коронавирус и выстоять", - вспоминает госпожа Синди Гуан из жилого комплекса "Лю Чуань".

Китай решает проблемы с финансовым обслуживанием сотрудничества с Россией

- Считаем, что для крупного бизнеса важно быть социально ответственным, это немаловажная составляющая работы по установлению контакта с потребителем, создания доверительных отношений, - отметил Александр Садиков, операционный директор Uniconf Trading (Shanghai) Co., Ltd.

В тему

На ЭКСПО в Шанхае российские производители представили разные виды шоколада "Алёнка" - классический молочный, с миндалем, с лесным орехом и другие. Производители считают, что Азия - важнейший стратегический регион для России, партнерство с Китаем особенно важно, потенциал развития в такой большой стране огромен. На нынешней выставке было много представителей других стран, поэтому в компании выразили надежду, что итогом участия в ЭКСПО станут новые партнерские связи и контракты.

Китай ВЭД