Принцип работы основан на передаче энергии через электромагнитное поле. Устройство состоит из двух модулей. Один из них, с аккумуляторами внутри, ставится на беспилотник, а второй остается на базе и питается от сети или аккумуляторов. Зарядка происходит, когда дрон с встроенным модулем приближается к зарядной станции на расстояние до 20 сантиметров.
- Устройство рассчитано на зарядку подводного аппарата на поверхности. Может устанавливаться на корабле или на берегу, - рассказал "РГ" доктор технических наук, завкафедрой "Электроэнергетические системы атомных станций" СевГУ Валерий Завьялов. - Также его можно использовать для зарядки летающих дронов. В зависимости от назначения будут различные опции.
Сотрудники кафедры выполнили разработку по заказу индустриального партнера, который заинтересован в серийном выпуске бесконтактных зарядок. Они станут использоваться в военной и гражданской сферах. Ученые ведут разработки в области беспроводной передачи энергии с 2020 года, а прототип зарядки для беспилотников изготовили за последние девять месяцев. Специалисты сами создали управляющую плату для устройства, написали программное обеспечение, а корпус и индукционные катушки напечатали на 3D-принтере в лаборатории вуза.
- По предварительному техзаданию устройство должно заряжать аккумуляторные батареи, которые установят внутри модуля на беспилотном аппарате емкостью 75 ампер-часов за три часа, - говорит Завьялов. - Мы приблизились к такому результату.
В начале 2023 года прототип представят заказчику. После этого будет изготовлен опытный образец и начнутся его испытания в реальных условиях. Если все пройдет успешно, к концу года устройство смогут запустить в серийное производство.
В отличие от маломощных беспроводных зарядок для гаджетов разработка крымских ученых позволит заряжать не только беспилотные летательные или подводные аппараты, но и электромобили, а также другое оборудование, требующее значительно больше энергии.
По словам заведующего кафедрой, российских аналогов таких станций пока нет. Разработки ведутся в США и Китае, а в серийное производство запущен лишь один образец - бесконтактная зарядка для китайских электромобилей. Происходит это так: в машину встроен один блок, а второй находится в гараже. Автомобиль заезжает в гараж и заряжается. Бесконтактная зарядка длится 10 часов вместо обычной двухчасовой, но для пользователей она удобнее.
Но проблема в том, что для мощного электротранспорта, например, грузовых электромобилей, нужны большие аккумуляторы и мощные зарядные станции. В СевГУ разработали свой вариант бесконтактной зарядки для электромобилей мощностью около трех киловатт, которую можно применять в промышленности. Она рассчитана на частую подзарядку и не требует длительного простоя техники.