25.12.2022 19:14
Культура

Владимир Спиваков: Идею Дома музыки я вынашивал долго

Текст:  Татьяна Эсаулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (8940)
Ровно 20 лет назад в Москве открылся Международный Дом музыки. Здесь выступали десятки мировых звезд - певцов, исполнителей, дирижеров. Проводились крупные международные фестивали, конкурсы. Об этом рассказал президент Дома музыки, выдающийся музыкант Владимир Спиваков.
Владимир Спиваков: Дом там, где нас любят. Дом, в котором есть любовь. / предоставлено пресс-службой ММДМ
Читать на сайте RG.RU

Почему, открывая новый концертный зал, вы решили назвать его Домом?

Владимир Спиваков: Дом - там, где тебя любят. Дом, в котором есть любовь. Эту идею я вынашивал долго, ведь в ХХ веке в Москве ни одного филармонического зала построено не было, кроме Зала Чайковского, переоборудованного из здания театра Мейерхольда. Как это было? Так сошлись звезды. На мой концерт пришли Борис Ельцин и Юрий Лужков. И я осмелился подойти к президенту и заговорить об этом. Борис Николаевич подозвал Юрия Михайловича и сказал: надо строить новый современный концертный зал, ведь Москва ничем не хуже Нью-Йорка. Лужков пригласил меня на следующий день прийти к нему, и...

…И все проблемы были решены?

Владимир Спиваков: К сожалению, двадцать лет назад, когда даже строители были озабочены сложной для акустики конструкцией зала круглой формы и директор турецкой строительной компании настолько переживал, что прилетел тогда специально ко мне на концерт в Милан обсудить проблему, Юрий Михайлович все-таки не прислушался к нам. И только к 10-летию Дома музыки Сергей Собянин поверил в рекомендованного мною человека - Джона Пиллоу, у которого уже было несколько престижных премий в области акустического инжиниринга. И когда по окончании работ меня пригласили в зал и заиграл Национальный филармонический оркестр России, мне показалось, что я не в зале Москвы, а в Чикаго. Вспомнилось, потому что именно там состоялся когда-то мой дирижерский дебют с Чикагским симфоническим оркестром. И я сказал Джону Пиллоу, что у меня нет для него достойного подарка, но если он не возражает, то поиграю для него в своем кабинете. И играл для него одного целый концерт.

Самым невероятным подарком для меня было выступление великой певицы Джесси Норман

Много еще было сложностей за эти двадцать лет?

Владимир Спиваков: Был момент, когда некоторые люди захотели приватизировать Дом музыки. Я воспрепятствовал этому, и мне даже пригрозили, напомнив, что у меня же "дети есть". Но я не дал этого сделать.

Дом музыки открывался концертом Паваротти, а потом было много концертов мировых звезд, включая Пласидо Доминго, Хосе Каррераса, Джесси Норман, Фанни Ардан, Кири Те Канава и других...

Владимир Спиваков: Самым невероятным подарком для меня было выступление великой певицы Джесси Норман. Она неоднократно приезжала сюда, и даже прилетела ко мне на день рождения, хотя Госдеп США настоятельно не рекомендовал ей ехать в Москву. Она полетела в Лондон, где в нашем посольстве ей поставили визу.

"Почувствовал себя преданным": Владимир Спиваков прокомментировал неожиданную отставку в Кольмаре

Вы называете залы именами музыкантов. Один из них - в честь Евгения Светланова, второй - имени Альфреда Шнитке.

Владимир Спиваков: Московской филармонии, где Евгений Федорович Светланов прослужил более 50 лет, не удалось добиться быть названной в его честь. И я убедил, что надо, чтобы в Москве был зал имени гениального дирижера. Мне также показалось естественным назвать именем Альфреда Шнитке изумительный Новый зал. Мне удалось купить у вдовы Альфреда Шнитке кабинет с личными вещами композитора. В этот кабинет я принес из дома икону Казанской Божией Матери. Альфред был человеком верующим. Иногда сижу там в тишине.

Справка "РГ"

За двадцать лет истории Московского международного Дома музыки на его сценах выступили около 20 000 артистов из более чем 80 стран мира, состоялось 13 246 концертов, спектаклей, творческих вечеров, праздничных шоу, а также международные форумы и конкурсы, детские музыкальные фестивали и абонементы, которые посетили 11 290 069 человек.

Классика