Одна из таких систем - SmartMaintenance - способна составить план ремонтных работ, причем делает это автоматически, а также проконтролировать исполнение всех операций. Кроме того, она оценивает их качество, сравнивая работу оборудования до и после ремонта. Система делает процесс ремонта и обслуживания более прозрачными, пояснили "РГ" в разработавшей ее компании Ctrl2GO Solutions (входит в Группу Ctrl2GO).
SmartMaintenance имеет широкий функционал - она собирает и анализирует данные по работе оборудования, с их помощью определяет "индекс здоровья" узлов и агрегатов, выявляет отклонения и дефекты. После этого она дает рекомендации по ремонту и срокам технического обслуживания. Еще один плюс SmartMaintenance - она легко интегрируется практически с любыми ИТ-системами предприятия, а вся собранная ею информация хранится на серверах внутри компании или в облаке.
Один из показательных примеров работы этой системы - проект "Умный локомотив". Он стартовал в 2016 году, а сегодня интеллектуальная система внедрена уже в десятках депо, которые обслуживают тысячи секций локомотивов.
Как это работает? Локомотивы снабжены датчиками, сенсорами и микропроцессорными системами управления, которые регистрируют информацию о состоянии оборудования локомотива. Во время каждого его "визита" в депо записанные в пути телеметрические данные считываются с бортовой системы. Оператор загружает их в программу "Умный локомотив", где автоматически начинается конвертация и обработка информации.
Система анализирует работу 23 видов оборудования по более чем 500 параметрам. Также она в автоматическом режиме контролирует, правильно ли эксплуатируется оборудование и передает все полученные данные в учетную систему. В результате большинство поломок выявляются в среднем за 1-2 недели до того, как они реально могут произойти.
Это открывает перед пользователями новые возможности. Если износ и работоспособность оборудования известны, можно сделать его техническое обслуживание более эффективным - при плановом заходе в депо обслуживать только те узлы и агрегаты, которые в скором времени могут выйти из строя.
Благодаря внедрению SmartMaintenance удалось в три раза сократить затраты на аварийный ремонт, на 12 процентов снизить время простоя электровозов и тепловозов на техническом обслуживании и ремонте (ТОиР) и тратить 20 минут вместо 4 часов на диагностику локомотива.
Работать с системой - не сложно, она имеет довольно понятный для пользователя интерфейс. В нем отображается локомотив в текстовом и графическом виде с разбивкой по оборудованию, его история - ремонты, состояния, инциденты. Эта информация используется, чтобы определить приоритеты постановки электровозов и тепловозов на обслуживание.
"Умный локомотив" работает параллельно с другой системой - "Цифровое депо", но если задача первого - избежать поломок на линии, то второго - оптимизация и автоматизация работы сервисного локомотивного депо. Проект "Цифровое депо" был запущен в 2018 году группой компаний "ЛокоТех" совместно с Ctrl2GO.
Интеллектуальная система управления ремонтами работает следующим образом. Диспетчерская интегрируется с системой "Умный локомотив" и откуда принимает данные по реальному техническому состоянию узлов. В онлайн режиме отображаются зафиксированные дефекты в конструктивных элементах.
На основе данных определяется прогнозируемое состояние оборудования в виде вероятности отказа и оценки остаточного ресурса. В основе решения лежат прогнозные модели, построенные на математике и экспертных правилах (правила для выявления рисков, составленные специалистами на основании собственного опыта). Они позволяют оценить техническое состояние узлов локомотива за счет поиска перегрузок и сбоев в работе оборудования, прогнозирования "индекса здоровья".
Это риск-ориентированная система управления ремонтами, которая основывается на спрогнозированных данных и реальном техническом состоянии локомотива. Она учитывает как внешние факторы, которые влияют на работу оборудования, так и внутренние. В результате получается составить оптимизированный график ремонта и постановки локомотива на техническое обслуживание.
Транспорт - далеко не единственная сфера применения SmartMaintenance. С ее помощью возможно оптимизировать процесс технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях нефтегазовой отрасли, энергетики, металлургии. При этом виды оборудования могут быть самыми разными. Один из примеров - работа системы по обнаружению отказов, дефектов и их первопричин на узлах газоперекачивающих агрегатов.
SmartMaintenance позволяет снизить затраты на ремонт и обслуживание оборудования, причем это сокращение может доходить до 30 процентов. Кроме того, она дает возможность повысить его готовность к эксплуатации (до 50 процентов) и надежность (до 70 процентов).
Таким образом, внедрение данной системы дает реальный бизнес-эффект, повышает техническую готовность и производительность оборудования, снижает простои, количество неплановых ремонтов и аварийность. Важно также отметить, что эта система - отечественный программный продукт, который входит в Реестр российского ПО.