1000 квадратных метров
Первая остановка - рядом с оркестровой ямой, которая может опускаться и подниматься. Механизмы - жесткие толкающие стержни - двигаются бесшумно со скоростью 0,2 метра в секунду.
- Яма может опуститься на уровень ниже. Это требуется в определенных спектаклях, допустим, в постановках опер Вагнера, где оркестр должен звучать плотно и насыщенно, не заглушая при этом солистов, - делится тайнами театрального закулисья экскурсовод Вероника Шинкаренко.
Путь от входа в оркестровую яму до входа на сцену занимает несколько минут. По лабиринту коридоров можно попасть в один из ее "карманов" - левый или правый, по 300 квадратных метров каждый. Площадь основной сцены - 462 "квадрата", арьерсцены (заднего плана) - еще 284, всего - больше тысячи.
- Театральные подмостки бывают разных размеров. Наши большие, в России таких немного. Теоретически мы можем принять любой театр с любой постановкой, в том числе благодаря современной машинерии, - говорит Никита Курсов, руководитель художественно-постановочной части Приморского филиала Мариинского театра.
В "карманах" находятся площадки размером 15 на 16 метров. Они при необходимости за счет электромеханики могут быстро переехать на планшет основной сцены, который в это время опускается вниз. Передвигаются прямо с декорациями. Их к нужному времени специально устанавливают, или, как говорят сотрудники, "заряжают".
Курсов объясняет два главных принципа: декорация должна быть эффектной визуально и эффективно эксплуатируемой, то есть такой, чтобы ее можно было быстро поменять. Когда занавес закрывается, у специалистов есть буквально пара минут на смену декорации. Каждый знает, что ему делать, и действия, как у артистов, отрабатываются на репетициях. Бывают перемены, что называется, на открытом занавесе. Это когда технические сотрудники одеваются в костюмы и прямо во время действия приносят, например, дополнительные стулья.
Для установки живописных планов используют специальные штанкетные подъемы. На большой сцене театра их 50 - достаточно почти для всех спектаклей.
К слову, декорации изготавливают в Санкт-Петербурге и по необходимости привозят оттуда во Владивосток и Владикавказ, где находится еще один филиал Мариинки. Но если спектакль очень нравится зрителям и его часто повторяют, могут изготовить дополнительный комплект.
Пол "кармана" местами заклеен бумагой с надписями "Мазепа", "Пиковая дама", "Щелкунчик". Это метки для расположения световых башен - оборудования для освещения сцены. Всего здесь используется более 800 подобных приборов.
За то, чтобы декорации вовремя меняли, свет бил в нужную точку, а артисты в нужный момент появлялись в действии, отвечает режиссер спектакля. Работает он за специальным высокотехнологичным пультом.
- У нас есть постановка оперы "Пиковая дама" с декорациями старой школы. Глядя на них и слушая музыку Чайковского, сидя в зале, ты как будто находишься под одной из арок Санкт-Петербурга. Даже я, человек, который присутствует с обеих сторон сцены, не до конца понимаю, как возникает этот эффект. Это вызывает восхищение, - признается Никита Курсов.
8000 костюмов
Еще одно место, куда водят экскурсантов в Мариинке, - костюмерный цех.
- Святая святых, - комментирует Вероника Шинкаренко, открывая дверь.
Одеяния принцев и царей, восточных и русских красавиц, героев и злодеев в несколько рядов висят на трехметровых вешалках. Каждый костюм именной, он подогнан под исполнителя роли и подписан его фамилией. В Приморской Мариинке за неполные десять лет существования накопилось восемь тысяч костюмов, в питерской их уже больше 80 тысяч.
Экскурсовод предлагает рассмотреть поближе юбки балерин.
- Первая - классическая пачка. В ней десять слоев, и каждый следующий длиннее предыдущего. В пятый вшит обруч, который фиксирует пачку. Следующая - романтическая многослойная шопенка, и, наконец, хитон, короткая тонкая юбка, в основу которой легла античная туника. Все остальное делается на основе этих юбок, - рассказывает Вероника.
Костюмы балетных артистов имеют разный вес. Например, колет принца из "Лебединого озера" почти невесомый. А наряд короля из этого же балета весит несколько килограммов. У первого очень активная роль, второй почти не танцует. Такие нюансы тоже учитываются при создании одежды.
Еще один предмет балетного гардероба, овеянный мифами и легендами, - пуанты. Носок этой обуви жесткий, он сформирован из нескольких слоев мешковины и бязи по принципу папье-маше. Причем состав клея у каждой фирмы разный, и его держат в секрете.
- Нашим артистам нравятся австралийские пуанты, их цена от 6000 до 10000 рублей за пару. За спектакль балерина может сменить три-четыре пары пуантов, но это не значит, что все они сразу приходят в негодность. Ножка танцовщицы потеет, носок немного размягчается и начинает хуже держать стопу. Обувь можно просушить и снова использовать. И все-таки это расходный материл, пары хватает примерно на месяц, - рассказывает экскурсовод.
40 гримерок
В Приморской Мариинке 40 гримерок. Все они оснащены звуковой связью, а часть - технологическим телевидением, где транслируется происходящее на сцене.
Именно здесь артисты настраиваются на спектакль и перевоплощаются в образ.
- Грим может занимать около часа и больше. Есть сложные роли, например, артистам в опере "Аида" мы красим в темный цвет все открытые участки тела, - объясняет гример Оксана Терещенко.
Она опровергает распространенное мнение, что театральный грим наносится утрировано и грубовато, чтобы его было видно издалека.
- На самом деле это не совсем так. Макияж действительно яркий, но нужно тщательно прорабатывать все мелкие детали, чтобы артист чувствовал себя комфортно. Ведь если в неподходящий момент отклеится ресница, то выступающий может сбиться, - отмечает Оксана.
Гримеры и костюмеры присутствуют за сценой во время спектаклей, чтобы оперативно поправить макияж или подшить костюм.
Вместе с ними за происходящим обязательно следит еще один человек - педагог сцены Владимир Метляев. Он много лет работает с актерами и уверен, что хороший оперный певец всегда должен стремиться к перевоплощению. Своей задачей Владимир называет создание пластического образа героя. Самый простой пример - когда движение актера поддерживают его слова.
- Например, артист говорит: "Я буду владеть миром!" и делает рубящее движение рукой, как будто подтверждает намерение. Я всегда говорю: ребята, если вы чувствуете, что у вас пошли мурашки, значит, вы сделали правильный жест, он соединился с вашим вокалом. Вы поверили себе, а вам поверил зритель. Это самое важное в работе, - считает опытный педагог.