Одна из самых обсуждаемых персон этого года - несомненно, режиссер Егор Перегудов. Не то чтобы о нем не слышали раньше: он был и режиссером "Современника", и главным режиссером РАМТа. Но теперь, можно сказать, по-настоящему заявил о себе. Став худруком "Маяковки", Егор Перегудов поставил "Истории" - спектакль-альманах, приуроченный к 100-летию театра и сразу полюбившийся зрителям.
В чем очарование спектакля? Он оказался не пафосной и ритуальной постановкой к круглой дате, а очень тонкой работой с наследием легендарного театра и его знаковыми артистами. С самого начала зрители растроганы до слез отрывком из спектакля "Смех лангусты" - его Светлана Немоляева и Александр Лазарев играли вместе много лет. Теперь актриса на сцене одна, партнера нет, есть только голос любимого мужа. "Эта пара сама по себе - символ Театра Маяковского", - заметил Перегудов в интервью "РГ".
Еще одна история - искрометная чеховская "Драма", где в роли Мурашкиной - Анна Ардова. Это посвящение Фаине Раневской, выходившей на сцену в этом спектакле. И таких ниточек много, надо только их видеть и распутывать. А чего стоит появление на сцене семи сотен театральных костюмов разных лет из хранилища "Маяковки"! Поначалу премьеру планировали сыграть лишь несколько раз, но интерес к спектаклю так велик, что он идет уже третий месяц. Заявлен и в афише января.
Еще одна мощная работа Егора Перегудова в этом году - "Сирано де Бержерак" в МХТ им. Чехова. Режиссер "сочинял" ее вместе со студентами Школы-студии МХАТ. Получилось драйвово, музыкально, необычно и очень красиво. В главных ролях - Юрий Чурсин и Паулина Андреева. Спектакль уже начал собирать всевозможные театральные премии, что вполне заслуженно.
Трехчасовой заплыв для актеров и зрителей устроил в Студии театрального искусства (СТИ) Сергей Женовач. Его "Лабардан-с" по гоголевскому "Ревизору" - одна из самых ярких премьер уходящего года. Перенести хрестоматийный сюжет в античные бани (они воссозданы на сцене - с ложами, мраморными колоннами, портиками и настоящим бассейном) - такого точно еще не делал никто.
Термы - это и кивок в сторону любви Николая Васильевича к Риму, где он прожил почти четыре года, и заодно отсылка к негласной русской традиции с "блатным" оттенком: серьезные люди часто решают в саунах вопросы, скажем, о своей карьере. "За одним сюжетом, который всем знаком, скрыт другой, внутренний - и от того, как почувствуешь и разгадаешь его, возникает сила театрального сочинения", - уверен Сергей Женовач. В "Лабардан-се" много взрывов, брызг и загадок. Наверное, поэтому многие зрители планируют визиты на премьеру в СТИ во второй, а то и в третий раз.
В неожиданном амплуа выступил Евгений Цыганов - восстановил спектакль своего мастера Петра Фоменко по "Борису Годунову". В "Мастерской Петра Фоменко" премьера вышла под названием "Комедия о трагедии".
Работу над пушкинским текстом в театре начали двенадцать лет назад, зимой 2010-го - за год до ухода из жизни легендарного режиссера. Для Фоменко Пушкин - камертон истины и главный собеседник на протяжении всего непростого творческого пути. Репетиции десятилетней давности и легли в основу "Комедии о трагедии".
Про что спектакль? Евгений Цыганов уверен: про любовь. "К театру вообще и к нашему театру, в частности. Про любовь к Мастеру и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к ее истории и к своим ученикам".
На Малой сцене Вахтанговского театра примечательным дебютом стала "Обратная сторона медали" режиссера Эльдара Трамова - спектакль по малоизвестной пьесе популярного француза Флориана Зеллера. Трамов был ассистентом у Туминаса на "Войне и мире". Этот опыт пригодился в первой его работе - включая лаконичное оформление спектакля. Основной конфликт здесь - вечные противоречия семейной жизни в диапазоне "люблю/ненавижу", как и парадоксальная способность человека думать одно, говорить другое, а делать вообще третье. Евгений Князев (Даниэль) и Яна Соболевская (Изабель) играют людей, которые вместе не один десяток лет - просто они немножко забыли, что любят друг друга. Сцена, конечно, малая - но чувства тут большие.