Ровно через семь лет ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) - шестой среди "Бореев" и третий в серии "Борей-А" - был выведен со стапеля Севмаша.
А уже в этом году, в начале января, его спустили на воду для швартовных и всех последующих испытаний - заводских и государственных. И тогда же на расширенной коллегии Минобороны России было определено: прием в состав ВМФ атомного подводного крейсера "Генералиссимус Суворов" - приоритетная задача на 2022 год.
Когда так ставится вопрос, об этом сообщают в газетах и с телеэкрана, многие понимают: если что - с конструктора, директора верфи, поставщиков и смежников три шкуры снимут. А с Сергея Федосеева какой спрос? Он бригадир у трубопроводчиков, и свою работу для энергетического отсека на "Суворове" они давно сделали. После уже другие "заказы" были, на подходе - новые.
- Не могу согласиться, - улыбчивый и на редкость немногословный, Сергей Алексеевич решается в этом месте меня перебить. - Мы сами, каждый на своем месте, должны за общий результат отвечать. И сварщики, и слесари-монтажники, и мы…
Правильное и полное название той профессии, что в совершенстве освоили Федосеев и многие в его бригаде, - трубопроводчик судовой. Чтобы стало понятно, насколько востребованы при строительстве атомной подводной лодки такие специалисты и их умения, приведу всего три цифры.
Церемония вывода из эллинга атомной подлодки "Генералиссимус Суворов"Общая длина трубопроводов, если собрать их вместе - разного диаметра, прочности, конфигурации и назначения, на ракетоносцах проекта "Борей" и "Борей-А" перевалит далеко за 100 километров. А корабельных кабельных трасс (это уже ответственность электриков, связистов, слесарей, монтажников и не только) - 600 километров. От проекта к проекту, с усложнением конструкции, всего этого становится больше. Хотя уже и сейчас ракетная АПЛ - это 1,3 миллиона узлов и механизмов.
И сбоя, когда идут государственные испытания, нельзя допустить ни в одном.
"Генералиссимус Суворов", о чем мы уже сообщали, такие экзамены сдал. А 3 ноября 2022 года, как было предписано, испытал свой "главный калибр" - выполнил успешный пуск МБР "Булава" из полигона боевой подготовки в Белом море по назначенной цели на камчатском полигоне Кура.
Итоговый результат порадовал всех строителей нового корабля. А это большая производственная кооперация, которая замыкается на Севмаш. Принимал поздравления и ЦКБ "Рубин" в Санкт-Петербурге, где спроектирована и продолжает совершенствоваться вся линейка подводных ракетоносцев четвертого поколения "Борей" и "Борей-А".
Гендиректор Севмаша Михаила Будниченко, который наблюдал за важнейшими этапами испытаний с судна сопровождения в Белом море, по горячим следам отметил, что "сдаточная команда предприятия и экипаж корабля отработали задачи в полном объеме". За несколько выходов в море системы были проверены в различных режимах.
После этого "Генералиссимус Суворов" встал к достроечной набережной завода, где была произведена обязательная перед передачей ВМФ ревизия механизмов. И вплоть до подписания приемного акта наводили марафет: завершали отделку-покраску внутри корабля, выполняли отдельные пожелания экипажа на боевых постах и в жилой зоне, загружали все полагающееся штатное оборудование…
Как раз в эти дни бригадиру Федосееву, который выполнял привычную работу на очередном "заказе", пришел вызов из Москвы: быть 20 декабря на церемонии в Кремле. Про орден Александра Невского он уже знал. А то, что вручать награду трубопроводчику судовому будет лично президент России, стало для Сергея неожиданностью. И там, на торжественном мероприятии в Георгиевском зале, он очень волновался.
Хотя до этого, где только ни был! Срочную - матросом на Северном флоте. А пришел на Севмаш - сразу в трубогибщики, как называлась многие годы его первая профессия…
Подъем флага на подводной лодке "Генералиссимус Суворов" в СеверодвинскеИ две медали ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степени у него уже были. А к ним - почетная грамота Россудостроения и медаль Минобороны "За укрепление боевого содружества".
Сергей Федосеев, став бригадиром, готовил и собирал трубопроводы для монтажа в самых ответственных местах, включая ядерно-энергетический отсек подводных лодок. И начинал, заметим, с самого первого, головного, корабля в серии "Бореев": на ракетоносце "Юрий Долгорукий" участвовал в прокладке трубопроводов в самом технологически сложном отсеке этого заказа - энергетическом.
- А там, мягко скажем, было тесновато - особенно "в корме", где вся энергетика, - признавался автору этих строк генеральный конструктор трех поколений АПЛ академик Сергей Никитич Ковалев.
За "Юрием Долгоруким", как мы помним, шел "Александр Невский". На этом заказе по предложению Федосеева и его коллег были реализованы нестандартные решения, что позволило на три недели раньше намеченного произвести физический пуск реактора (всей ядерной энергетической установки) и перейти к следующему этапу испытаний корабля…
Теперь в его послужном списке атомные подводные лодки проектов "Борей", "Борей-А", "Ясень" и "Ясень-М". Профессиональный авторитет и незаурядные рационализаторские способности Сергея Федосеева неоднократно отмечали в руководстве Севмаша: "Его предложения способствовали успешной передаче ВМФ в 2021 году сразу трех АПЛ".
- Все ваши достижения - вдохновляющий пример для общества, для наших граждан, прежде всего для молодежи, - говорил на церемонии награждения в Кремле президент России Владимир Путин. - Своими делами и поступками вы буквально пишите историю страны, создаете фундамент для будущих прорывов и свершений.
А Сергей Федосеев из поселка Самодед Плесецкого района, что в той же Архангельской области, с новеньким орденом Александра Невского на левом лацкане пиджака лишь смущенно улыбался. И с ответным словом решил не выступать.
- Подумал, что не готов еще, - так объяснил уже потом, в телефонном разговоре с "РГ".
Он пришел на завод сразу после армии. Начинал, как уже сказано, трубогибщиком, затем перешел на должность трубопроводчика судового. В совершенстве овладел специальностью и теперь, когда за плечами 43 года рабочего стажа, стал одним из лучших в своей профессии.
Мы трубу завяжем в узел… В цехе №9 СевмашаЭто про таких, как он и его товарищи из ставшего родным 9-го "трубогибочного" цеха, написал стихи и сочинил веселый гимн ветеран Севмаша, строитель АПЛ и их испытатель, давний друг и автор "Российской газеты" Виктор Николаевич Сорокин.
- Мы загнем любые трубы,
- Их количество не счесть.
- Мы не знаем слова "трудно",
- Мы гордимся словом "честь"!
- Трубомедник очень нужен,
- Трубомедник - это бог,
- Мы трубу завяжем в узел
- И загнем в бараний рог!