Авторы первого признаются, что воодушевлены новогодними шедеврами Эльдара Рязанова и надеются занять за пиршественным столом место рядом с "Иронией судьбы". Взята весьма расхожая и всегда эффективная ситуация, когда некий аксакал собирает на праздничное застолье детей и внуков послушать, что на самом деле их сюда привлекло - фирменный салат, виды на квартиру или сыновняя любовь? И устраивает им испытание, предъявив остолбеневшим наследникам молодую невесту, да еще с явными признаками иноземного происхождения..
Снято на "Беларусьфильме" режиссерами Андреем Никифоровым и Игорем Четвериковым в содружестве с российскими актерами; отца-деда играет Сергей Шакуров. Отец-дед по совместительству знаменитый артист-стендапер (за образец явно взят Жванецкий), он "кремлевский зал на раз собирал!". Детишки у него удались кое-какими: толстяк сын жену нашел на рынке, она и теперь говорлива и ухватиста (Ирина Пегова); второй сын - модник-жмот, и у него не супруга, а подруга; третья дочка, Саша, хороша и элегантна, у нее два высших образования и три иностранных языка, но в свои 37 она одинока, потому что не хочет, чтобы "пусть мужчина никакой, но - свой" (Марина Петренко). Пришел также внук Дима представить свою девушку. И пока отец-дед наносит своему оливье последний штрих - маринованный огурчик, любящая семья обсуждает планы на его шикарную квартиру. И теряет дар речи, когда яства к столу по-хозяйски подаст смуглолицая красотка (Тереза Диуро): квартира на глазах уплывает в туманную даль.
Раскрывать интригу не стану - в ней смак фильма. Тайна, которая держит интригу и сообщает картине определенный саспенс. Правда, его сбивает хорошо задуманный, но неровно выполненный прием: каждому персонажу дарован большой "внутренний монолог", где он, по слову классика, изливает "на весь мир всю желчь и всю досаду". Эти стендапы случаются то в ходе служебного заседания, то в институтской аудитории, то в парикмахерской или даже в кото-кафе, где мурлыки должны подчеркнуть одиночество героини. Такие моменты откровенности требуют отточенной сценарной работы - иначе слушать тягостно. Иногда даже скучно: монологи и диалоги, - явно не конек сценариста Алексея Зюзина. Многое, конечно, зависит от стендап-таланта исполнителя, но, как ни странно, самый квелый монолог - тот, что должен быть самым важным, - это итоговый стендап отца-деда у талантливого Шакурова. Пока публика на экране смеется несмешному, сам артист явно чувствует интеллектуальную хлипкость текста. Многообещающий замах теряет энергию и заканчивается тем, что и шлепком не назовешь, - так, закруглили сюжет общим прозрением. Предполагаемая комедия нравов не получила столь же атакующего финала.
Что с детским застольем? "Чук и Гек" - культовая книжка, лучезарная, как детство, написанная неисправимым романтиком. Поместить ее героев в наш циничный век невозможно, и в фильме Александра Котта они остались в СССР с его песнями, наивной простотой и кремлевскими звездами, светившими всей шестой части суши. Оставлен и гайдаровский распев, сближавший его истории с бажовскими сказами. На сказовый лад настраивают титры, вместе с игрушечным поездом несущиеся над волшебной страной. И первые же сцены напомнят о славном кино времен "Музыкальной истории" с ее коммуналками и колоритными соседями; будут купе поездов с усатыми попутчиками времен "Девушки с характером", будут лыжники-геологи эпохи "летчики-пилоты, бомбы-пулеметы...". Безымянная у Гайдара мама станет эстрадной дивой Марусей, поющей из репертуара Хиля (Юлия Снигирь), база геологов получит название "Счастье-1", а нестрашные экскурсии детей в тайгу обернутся очень страшными блужданиями поодиночке в ночном замороженном волчьем лесу на грани гибели неминучей. В такой ситуации легкомыслие мамы, отправившейся в темные леса и бросившей мальчишек наедине с умирающим от медвежьих когтей сторожем, - весь этот авторский волюнтаризм кажется и впрямь сказочным. И даже не утешат волшебные видения Хозяйки медной горы или синего плюшевого медведя, тонущего в невесть откуда взявшемся новогоднем паводке.
То есть теоретически понятно: авторы делают приключенческую сказку, где крошки-зрители, несмотря на все ужасы, верят в хороший конец. Но есть пределы доверия к происходящему, и то, что хорошо в условном мультфильме, фотографический реализм кино делает чрезмерным. Здесь доверие к происходящему лопнуло уже ко второй половине фильма.
Чем был хорош Гайдар? Он даже взрослых возвращал в детство, когда всё словно впервые, всё крупным планом: танцующий лес за окном вагона, скачущая по сугробам кошка, огромная шинель у часового, завод - интересно, что в нем делают. Он делал загадочным рутинное, и ему не нужны были кошмары в стиле куклы Чаки. Но старомодная сентиментальность Гайдара споткнулась о модную "графичность" ситуаций, придуманных Владимиром Аркушей и Денисом Червяковым, из полной света истории вылетела и не вернулась ее душа.
Чему осталось подивиться и порадоваться? Увлеченности оператора Петра Духовского. Маленькому Юрию Степанову (Гек) - копии своего отца, замечательного, безвременно ушедшего актера Юрия Степанова. Ангелоподобному Андрею Андрееву (Чук). Изобретательной команде художников.
Оба фильма пронизаны оптимистичными советскими песнями в духе "Проснись и пой" и "Трололо". Но на вкус новогодние блюда все-таки получились так себе. Боюсь, следующий Новый год снова встретим "Иронией судьбы".