Эрудит, эстет, философ. Коллеги называют его не иначе как современным классиком, а его музыку - космосом. Артемьев одним из первых в Советском союзе экспериментировал с синтезатором.
И каждый раз уверенно опережал свое время.
30 ноября он отметил 85 лет. "РГ" вспоминает, о чем говорил Эдуард Николаевич в интервью нашей газете, в том числе недавнем, юбилейном.
1. Музыка была последним оплотом "элитарности" искусства. Стихи строгали все кому не лень, рисованием баловались, а музыку писать - надо было учиться. И электроника действительно распахнула ворота. И музыка рухнула, как, кстати, и кино, перекочевавшее уже и в Интернет.
2. Академическая электронная музыка еще кое-что сохранила, но там другой перекос: все ушли в эксперимент, и с человеческими чувствами он уже никак не соотносится.
3. Искусство должно развиваться. Развитие техники провоцирует рождение новых стилей и новых художников. Когда изобрели темперированный клавир - появился и Бах. Возник симфонический оркестр - появился Бетховен. Сейчас пришла электроника - и это надо еще переварить.
4. Все говорят: кризис музыки. А тут же огромные резервы. Пространство как бы выведено за скобки, и музыка играется как бы в вакууме. Но ведь пространство отлично работает на музыку, и многие композиторы отлично это используют - как, например, Карл Шульц в Германии.
Композитор Эдуард Артемьев5. Сочинение - мучительный процесс, ведь во мне живет очень строгий требовательный критик.
6. Когда я учился, о киномузыке даже среди студентов, не говоря о профессуре, говорили с пренебрежением. Но именно в киномузыке сделаны интереснейшие находки.
7. Будущее музыки - мистериальность, где на равных участвуют музыка, слово, актерская игра, свет, инженерия, голография. Это меня потрясает, и я становлюсь сразу молодым.