02.01.2023 18:11
Авто

Какие автомобили будут продаваться в России в 2023 году

Текст:  Александр Чупров
После провального 2022 года российский авторынок ждет восстановление, чему будут способствовать и существующий отложенный спрос, и начавшееся расширение ассортимента автомобилей у дилеров.
/ Павел Бедняков/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Начиная с марта 2022 года большинство автопроизводителей не поставляют машины российским дилерам вследствие разрыва логистических цепочек или приостановки своей деятельности из-за внешних санкций. Причем некоторые официально объявили об уходе с российского рынка, сохранив при этом возможность вернуться при первой возможности.

Между тем, освободившиеся ниши начали постепенно занимать новые игроки. Так, в России впервые налажен серийный выпуск электромобилей - седана Evolute i-Pro и кроссовера i-Joy, к которым в 2023 году добавятся новые модели. А на предприятии в Москве, где ранее выпускались популярные кроссоверы Renault Duster, Kaptur и Arkana, началось производство автомобилей под возрожденным брендом "Москвич": компактного кроссовера "Москвич 3" и его электрической версии.

Тест-драйв кроссовера "Москвич 3"

Стоит отметить, что партнерами российских автозаводов становятся производители из Поднебесной, которые продолжают осваивать наш рынок и собственными силами. Так, недавно компания Chery вывела свой новый суббренд Omoda, а Great Wall представил марку внедорожников Tank.

Внедорожники Tank

Кроме того, оживлению спроса на российском авторынке отчасти способствуют новинки, которые ранее в нашей стране официально не были представлены, а теперь ввозятся по схеме параллельного импорта: от бюджетного хэтчбека Suzuki Baleno до электрокроссовера Ford Mustang Mach-E. Согласно оценкам агентства "Автостат", благодаря параллельному импорту российским покупателям стало доступно более 500 моделей автомобилей 85 брендов.

По словам заместителя начальника отдела аналитики агентства "Автостат" Виктора Пушкарева, уже сейчас очевидно, что ключевыми игроками авторынка в 2023 году выступят российский АвтоВАЗ и китайские автопроизводители, в первую очередь, те, которые уже имеют сильные позиции: Haval, Chery, Geely и их родственные бренды. По базовому сценарию прогноза "Автостата" на 2023 год, марка Lada имеет шансы занять 48-50% рынка, а суммарная доля всех китайских марок может превысить 25%. Оценивать и прогнозировать долю параллельного импорта пока проблематично, так как сложно выделять каналы и способы поставок автомобилей из разных стран, но вряд ли в перспективе она превысит 10%.

"Реальными основаниями для выхода на рынок, на мой взгляд, располагают новые игроки из Китая, поскольку это единственная дружественная страна, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями. Однако этим новым игрокам придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны уже эффективно действующих соотечественников", - считает Виктор Пушкарев.

В свою очередь, директор по маркетингу и ИТ Группы компаний "Петровский" Сергей Новосельский отмечает, что кто бы ни пришел на российский рынок, очень важно, чтобы у него был конкурентный продукт в сегменте бюджетных кроссоверов в диапазоне 1,4-1,6 млн рублей. Потому что именно этот игрок сможет в перспективе 1-2 лет претендовать на долю таких гигантов, как Hyundai и Kia.

Продолжающийся много лет рост цен на автомобили, безусловно, никуда не денется и в наступившем году, хотя наверняка будет проходить меньшими темпами, чем в 2022-м. Так, в минувшем году средневзвешенная стоимость нового автомобиля в нашей стране достигла рекордных 2,26 млн рублей - это на 15% больше, чем годом ранее, гласят данные агентства "Автостат". При этом китайские автопроизводители, которые в минувшем году развязали между собой ценовые войны, в 2023-м, скорее всего, откажутся от демпинга цен.

Как говорит директор департамента продаж компании "Газпромбанк Автолизинг" Рустам Назаров, китайские производители действительно стремились захватить максимальную долю на российском рынке, в том числе путем демпинга цен. Но сейчас у них практически не осталось конкурентов в нашей стране, и жесткой конкуренции между китайскими брендами в России тоже нет. Поэтому пока производители из КНР не займут совокупную долю более 50% авторынка РФ, они не станут возвращаться к демпингу цен, а будут исходить из собственной стратегии продвижения в России, от которой, в свою очередь, зависит их скидочная политика: для одних приоритетным является развитие корпоративных продаж, для других - розничных.

"Мы входим в 2023 год со стабильными уровнями цен, и если в дальнейшем не усугубится политическая и, соответственно, экономическая обстановка, то эти уровни сохранятся. Вполне очевидно, что снижения цен в новом году не произойдет, а подорожание автомобилей будет происходить за счет выхода на рынок новых марок, моделей и модификаций. Можно надеяться, что в лучшем случае рост средневзвешенной цены не превысит прогнозируемый показатель официальной инфляции - 5,5%", - резюмирует Виктор Пушкарев.

Тест-драйв Omoda C5
Легковые авто