Мониторинг состояния дорог, построенных на многолетнемерзлых породах, позволяет выявить потенциальные факторы риска и своевременно провести мероприятия по защите трассы от деформации.
Как сообщает "Роскосмос", в 2019 году аналитики Минвостокразвития оценили ежегодный экономический ущерб от таяния многолетней мерзлоты в 50-150 млрд рублей. Темпы потепления на территории России в 2,5 раза превосходят среднеглобальные - это значит, что сезонное таяние мерзлоты будет проявляться все сильнее.
Вот факты. В криолитозоне российского Севера расположены важнейшие ресурсные регионы страны, сотни населенных пунктов, в которых проживает почти три миллиона человек. 65% территории России занимают многолетнемерзлые породы, а это предполагает особые условия ведения хозяйства. Что это значит? В частности, при техногенных нарушениях мерзлоты подтаивает и деформируется грунт, повреждая строения и коммуникации, поэтому за мерзлотой необходим тщательный контроль.
По оценкам аналитиков, в последнее десятилетие многолетняя мерзлота тает быстрее, чем когда-либо. Это связано с потеплением климата и техногенными нарушениями мерзлого слоя: строительство, вырубки и другие воздействия нарушают тепловой и водный режим почв.
Недавно правительство РФ поддержало законопроект о мониторинге многолетней мерзлоты, подготовленный Минприроды. Подобная комплексная система будет создана в России впервые. Для обеспечения безопасности людей и производств необходим регулярный всеохватный мониторинг Арктики. Космическая съемка с помощью технологий дистанционного зондирования Земли позволяет оценить состояние мерзлоты на больших площадях.
Космические снимки отрезков трассы "Колыма" наглядно демонстрируют примеры термокарстовых изменений, которым подвержено более 40% всей протяженности дороги.
Для выявления динамики мерзлотных процессов были использованы данные современной и архивной спутниковой съемки высокого разрешения. Обследован участок между 179-м и 260-м км федеральной трассы "Колыма". Протяженность изученного отрезка дороги составляет 81 км.
На основе анализа спутниковых изображений выявлены современные термокарстовые процессы: это вытаивание повторно-жильных льдов с последующим образованием полигональных грунтов, образование термокарстовых озер и формирование их будущих котловин. Все эти процессы признаны факторами риска повреждения дорожного полотна.
В зависимости от набора форм рельефа и степени их выраженности определены 6 степеней риска для трассы - от очень низкой до очень высокой.