09.01.2023 15:13
Экономика

Речь о человеческом капитале: Георгий Бовт - о том, как повысить эффективность борьбы с бедностью в России

Текст:  Георгий Бовт (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №2 (8947)
С нового года российское правительство снова подняло прожиточный минимум (ПМ). Сравнивая с началом века, он увеличился более чем в два раза.
Читать на сайте RG.RU

В каждом регионе установлен свой ПМ, который не сильно отличается от среднего федерального. По стране теперь средний прожиточный минимум составит 14 375 руб., для пенсионера - 12 363 руб., для трудоспособного гражданина - 15 669 руб., а для ребенка - 13 944 руб. Зачем его нужно устанавливать? Он - точка отсчета, которая используется для оценки нуждаемости, начисления всяких пособий. Так, базовый размер пособия на ребенка - 50% от ПМ (соответственно, минимальный размер такого в среднем по стране теперь будет 6972 руб., максимальный - 13 944 руб.). К размеру ПМ приравнена минимальная пенсия (если она ниже, то государство доплатит) и т.д.

В последнее время в механизме определения ПМ было много изменений. Два года назад решили определять ПМ сразу на год (раньше - поквартально). Это хорошо в плане возможности рассчитать нуждающимся свои дополнительные доходы. Однако в пору турбулентности к такому механизму могут быть вопросы. В ушедшем году в порядке исключения (согласно мартовской инициативе президента) ПМ и МРОТ уже повышали (летом). И с учетом того повышения годовая индексация получится выше инфляции в 12,4%, составив 13,6% для ПМ и 16,9% для МРОТ. Еще важнее, что ПМ составляет теперь меньшую величину, чем МРОТ, который теперь равен 16 242 руб. Это снимает недоуменные вопросы типа: как же так, человек работает, но получает меньше ПМ? Однако социальная сфера все равно будет вызывать вопросы - не одни, так другие. Поскольку нет предела совершенству. С ПМ тоже есть куда стремиться.

Прожиточный минимум теперь будет определяться из расчета прогнозируемого уровня бедности

В СМИ давно опробован такой незатейливый прием: журналист или общественный деятель берется прожить месяц (дольше обычно не выдерживают) только на сумму ПМ. В течение этого месяца регулярно он публикует за "лайки" отчеты: что и почем купил, как пытался втиснуться в жесткий бюджет. У некоторых даже получается. Как правило, ценой резкого похудения. Большинство же приходит к вполне очевидному выводу: прожить на ПМ, особенно если платить по счетам ЖКХ, за интернет, связь и транспорт, покупать какую-либо одежду, бытовую химию, не говоря о всяком там кино, - невозможно. Тем более если "эксперимент" длится не месяц, а год.

И с этим не поспоришь. Но возникает резонный вопрос: если размер ПМ призван покрывать "базовые и неотложные" потребности человека, то как эти потребности определяют?

Георгий Бовт: Не надо падать раньше выстрела. Чем ответит Россия на ценовой потолок по нефти

До 2020 года ПМ рассчитывали исходя из стоимости потребительской корзины, пытаясь подсчитать до последней калории, сколько там должно быть в месяц хлеба, овощей и фруктов, сахара, соли, чая, мяса, молока, масла, рыбы, а также непродовольственных товаров и услуг (тех же платежей по ЖКХ). Такая методика, введенная еще в 90-х, была основана на советском опыте, когда людям не приходилось выбирать между разными видами молока, хлеба или мяса. Нынешняя потребительская корзина куда многообразнее, а колебания цен внутри нее довольно трудно предсказуемы так, чтобы до последней калории. И потом, чем больше пунктов (предметов) в корзине, тем больше к ней вопросов: почему это, а не то, почему не включили, скажем, мобильную связь и интернет на столько-то гигабайт и т.д. Отказ от потребкорзины, таким образом, назрел.

Решили тогда определять ПМ в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода по итогам двух предшествующих лет. А МРОТ - в размере 42% от медианного дохода в стране. Сослались, как раньше водилось, на Европу: дескать,там примерно такая методика. Примерно, да не совсем такая. Привязка к медианным доходам действительно есть. Однако главное отличие состоит в том, что европейцы стремятся определить, прежде всего, МРОТ, пытаясь подогнать его под некий "социальный стандарт". Цель состоит в том (ее пока достигли не все страны ЕС), чтобы, во-первых, везде МРОТ был определен законом, во-вторых, чтобы он был эквивалентен 60% медианного или 50% среднего дохода в стране (в зависимости от того, что выгоднее). Последний уровень, собственно, и есть уровень бедности. МРОТ в рамках данной стратегии понимается и как ПМ тоже.

Доступнее, но дороже: льготную ипотеку продлят, но ненадолго. Комментарий Георгия Бовта

Аналогичный подход давно существует в США. Там законодательно определена минимальная почасовая оплата труда - 7,5 доллара в час (для молодых работников в отдельных случаях - не ниже 4,5 доллара). Соответственно, на этой основе рассчитывается, условно, и ПМ: при восьмичасовом рабочем дне пять дней в неделю получится примерно 15 тыс. долларов в год. Все, что ниже (в разных штатах, как и у нас, конкретные цифры разнятся) - уровень нуждаемости, дающий право на пособия. В Америке, как и в Европе, потребительскую корзину, конечно, высчитывают, определяя, сколько там должно быть молока, мяса, рыбы и услуг (список которых довольно обширен), но в целях определения долгосрочной социальной политики. А на законодательном уровне стараются отталкиваться именно от уровня трудовых доходов или факта их отсутствия, чтобы до уровня МРОТ, скажем, доплачивать. В ряде случаев право на целевые пособия дает и более высокий, чем МРОТ, уровень доходов.

Если применить буквально "евростандарты" определения МРОТ-ПМ, то цифры в 2022 году (при медианной зарплате в РФ в 39 тыс. рублей) были бы около 20 тыс.

Стоит законом установить минимальный размер почасовой оплаты труда вместо месячной

Но! В нынешних непростых условиях законодатели приостановили на 2023-2024 гг. действие норм закона о прожиточном минимуме. Он теперь будет определяться из расчета прогнозируемого уровня бедности, а МРОТ, отвязанный от вышеупомянутых 42%, должен подстраиваться под ПМ работающего человека (вернее, быть выше его), с учетом возросшей инфляции. В этом сейчас есть своя логика.

Декан Виноградов рассказал, кто имеет право на две пенсии

В то же время в плане повышения эффективности борьбы с бедностью и для определения все же адекватного уровня ПМ и МРОТ можно предложить, во-первых, сделать обсуждение методик определения "заветных цифр" и "базовых потребностей" более гласным. При всей опасности сползания в популизм Дума (которая вполне дисциплинированна) могла бы стать такой площадкой. Люди должны знать, как появляются эти цифры. Во-вторых, пора честно признать, что ПМ связан лишь с временным пособием, на которое нельзя жить долго, если речь о работоспособном человеке. Инвалиды, старики и дети - это другое. Для работоспособных, рассмотрев возможность увеличения пособия, следует, видимо, сократить продолжительность его выплат, введя для безработных общественные работы. В-третьих, стоит, наконец, законом установить минимальный размер почасовой оплаты труда вместо месячной. Многие ведь заняты не на одной работе или работают неполный день и т.д. Так будет легче определить истинную нуждаемость, а чиновникам труднее будет манипулировать статистикой, когда, скажем, для отчетности о повышении зарплат бюджетникам они говорят об "общих доходах, игнорируя факты работы на полторы-две ставки. Почасовая оплата точнее укажет уровень доходов и снизит возможность манипуляций. Но начать все же надо с большей открытости. Речь ведь не о "подачках сверху", а о человеческом капитале.

Пенсии и пособия Зарплата