10.01.2023 14:34
Общество

В Тюмени открыли креативный центр для творческих личностей

Текст:  Ирина Никитина (Тюмень)
Российская газета - Неделя - Урал: №4 (8949)
"Земля искусства" - территория гончара Светланы Веденёвой и художницы Альфеи Мухаметовой, где они собираются учить ребятишек и взрослых премудростям рукотворных наук и, что более ценно, проводить такие нужные даже в неспокойное время вернисажи и встречи по интересам.
Однажды встретившись на мастер-классе, Светлана Веденёва и Альфея Мухаметова решили гончарничать и рисовать вместе. / Ирина Никитина/РГ
Читать на сайте RG.RU

Презентация площадки вызвала искреннюю радость, ведь в городе, который напористо движется к статусу миллионника, мест, где бы душа творческого человека развернулась и не думала сворачиваться, на самом деле раз-два и обчелся. Десятилетие назад областная столица получила арт-галерею "Новый свет", куда шли лучшие художники и мастера региона. В неформальной обстановке, за чаем и разговорами, горожанам прививали вкус, учили чувствовать цельное и отметать фальшивое. Жаль, галерея недолго продержалась на плаву. Арт-салон "На Никольской" доктора искусствоведения Натальи Сезевой, поселившийся в центральной городской библиотеке несколько лет назад, к счастью, остается активным и бодрым - проекты числом не убывают, и каждый словно ограненный камушек. Мастерских, конечно, хватает, но у них другая задача. В общем, на Тюменщине родилась "Земля искусства". Планы креативного центра расписаны до лета. То, что предстоит сделать, необычно и солидно.

- Мы встретились со Светой на керамическом симпозиуме, - начинает рассказ Альфея Мухаметова, известная тем, что запечатала в холсты северную нефть.

- Ничего-то ты не помнишь, - возражает напарница, которая единственная из женщин представляет нашу страну на международных керамических форумах и фестивалях. - Альфея сначала пришла на мой гончарный мастер-класс. Как же она мне понравилась: все занятие записала на диктофон, дома расшифровала и стала потихоньку кудесничать.

- Не имея опыта, купила гончарный круг и муфельную печь. В то время я уже написалась нефтью, искала себя, пробовала новые техники, - продолжает художница.

Знаменитый пианист и тюменский художник запустили совместный проект

Прежде чем запустить общий проект, подругам предстояло вместе закалиться в экстремальных условиях: на том самом симпозиуме "Фарфоровая сказка Алтая" они носили одни шерстяные носки на двоих, а вернувшись, то и дело пересекались, советовались. Даже к персональным выставкам в различных городах Тюменской области в 2021-м готовились рука об руку - ночами жгли эмаль, сколачивали рамы, фотографировали готовые работы.

Еще в старом году звезды сошлись так, что у здания, где Веденёва держит гончарную мастерскую, поменялся владелец. Новый хозяин дал свободу: что бы вы тут хотели изобрести?! Представился просторный светлый живой зал, где можно собирать учеников и проводить выставки в любое время, независимо от расчета чиновников. Да, для мастера собственный угол - роскошь. Такой наконец появился и у Альфеи, причем под боком у соратницы по творчеству.

- Весь январь отдан под мастер-классы. А в феврале, внимание, будем принимать турецкого кудесника Ахмета Ташхомджу. Он победитель чемпионата мира по гончарному ремеслу в эстетической части, мастер, создавший вазу высотой 6,5 метра на гончарном круге. Великий человек! Если б вы видели, как он делает предметы сразу на пяти кругах - ходит от одного к другому, словно сеанс одновременной игры в шахматы ведет! - восхищается Светлана.

- Нашему креативному центру идеально подходят салонные встречи писателей, поэтов, музыкантов - обсуждаем, договариваемся. Наступит время открыть Школу керамиста и Школу художника. Наладим связь с областным департаментом культуры, впишемся в туристический кластер, подружимся с национальными диаспорами, подтянем скромных единомышленников, которые сидят по домам, боясь явить свои изделия миру, - перечисляет Альфея.

Зачем тюменская айтишница перевоплощается в принцесс

Последнее желание следует выделить особо: Мухаметова и Веденёва всерьез настроены объединить мастеров высокого уровня. Это не про варку мыла из готового пакетика и обещание научить ремеслу за два часа. Это про постижение разнообразных техник, про стремление к совершенству даже в мелочах.

- Смешно сказать, но сегодня уровень "гончарки" в России даже не средний - низкий. Речь не о ручной лепке, а о работе именно на круге. К сожалению, мы все утратили, все потеряли… Мы как младенцы в ремесле, и необходимо начинать сначала - не керамические шоу устраивать, а изучать основы: где и как добывается глина, как ее моют и хранят. Из ребят, которые ко мне приходят, получатся мастера - в четыре года они лепят как боги. Материал их любит - прощает ошибки, не трескается при обжиге. Следует брать детсадовцев, школьников и вместе с ними возрождать русское гончарное искусство, чтобы потом на конкурсах стоять в первом, а не в последнем ряду, - уверяет Светлана Веденёва.

- Пенсионеров тоже надо учить - они уже никуда не торопятся, поэтому открывают сердца и души новым и полезным знаниям, - итожит Альфея Мухаметова.

Тюмень Образ жизни Актуальное искусство