Инженеры из старших классов
Заниматься с детьми вынуждают потребности индустрии. В одной временной точке сошлись факторы, усилившие кадровую проблему: эффект демографической ямы усугубил выбор молодежью профессий, не связанных с реальным сектором. Беспокойство бизнеса вызвал и отток персонала в период частичной мобилизации, с одной стороны, и увеличение производственных планов в связи с ростом оборонного заказа, импортозамещением, с другой.
- Сложилась ситуация, когда предприятия должны искать сотрудников как можно раньше. Помню, на одном крупном заводе поначалу вообще не видели проблемы, заявляя, что привлекут специалистов с рынка. Увы, делать это все сложнее. Тогда работодатели внесли поправку: пригласим выпускников вузов. Но и это сейчас проблематично. Вновь изменили задачу: по целевому набору станем обучать молодежь с первого курса. Так лучшие уже уехали в Москву и Питер. И сегодня, когда вертикаль профориентации спускается в школы, я говорю промышленникам: теперь я ваш лучший друг, - рисует картину дня директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав Халамов.
Региональное отделение Союза машиностроителей РФ подключилось к проекту "Инженерные кадры России". Суть его в том, что из школьников и студентов младших курсов формируются творческие коллективы, которые курируют наставники от заинтересованных компаний и вузов. Эти команды работают по техзаданию предприятий-партнеров. Так завязываются личные контакты, что становится ключевым моментом при выборе воспитанниками специализации и места будущего трудоустройства.
По этому алгоритму на Южном Урале работают более трех десятков предприятий. Халамов вспоминает, как вместе с директором по персоналу объединения "Полет" мечтал создать филиал детского технопарка "Кванториум" непосредственно на промплощадке, и проект реализовали: завод предоставил помещения, отремонтировал их, снабдил оборудованием. Сейчас в здании заводоуправления действует лаборатория, где подопечные изучают электронику, другие сопутствующие направления, "обрастая" связями с компанией.
Второй вариант опробован в Сатке, где комбинат "Магнезит" также отремонтировал помещение, завез мебель, но уже вне своих стен, для современного центра цифрового образования "IT-Куб". Детям поручено написать программу для компьютерного симулятора процесса обжига, профильного на комбинате. Это тоже способ познакомить ребят с производством и заинтересовать их.
Гори, гори, моя "Звезда"
Подготовка кадров для машиностроения и металлургии - одна из основных задач, которая стоит перед всеми обучающими организациями, уверена заместитель проректора по учебной работе ЮУрГУ Юлия Болотина, занимающаяся профориентацией в партнерстве с Союзом машиностроителей. И в стране есть успешные практики такого рода.
- Интересен опыт Бурятии, Москвы, Московской области, - перечисляет она. - Но первыми хорошую методическую базу для работы с учениками заложили в Татарстане. К сожалению, ни одно предприятие Южного Урала не пошло нам навстречу, поэтому мы реализуем проект с компаниями-автодилерами, где ребята в школьные каникулы проходят практику. Это не производство, но представление об автомобилестроении все же можно получить.
Инструментом раннего профотбора стала и многопрофильная инженерная олимпиада "Звезда". В 2017 году на совместном заседании Лиги содействия оборонным предприятиям и Союза машиностроителей России ее провели в Ижевске, и проект получил поддержку президента.
- Основным профилем олимпиады являются техника и технологии, - продолжает Болотина. - Мы благодарны Челябинскому трубопрокатному заводу, объединению "Полет", которые участвуют в разработке заданий для нее. Сегодня она проводится в 82 регионах России, семи странах мира, к нам подключаются Индия и Иран. Такой охват дает возможность ребятам начиная с 7 класса попробовать себя в технических дисциплинах, выбрать область, где они смогут самореализоваться и построить карьеру.
В отборочном туре "Звезды" ежегодно участвуют 300 тысяч человек, 100 тысяч представляют Южный Урал. 65 процентов выбирают машиностроительный профиль, хотя есть и другие: материаловедение, химическая технология, приборостроение, авиа- и ракетостроение.
Однако, считает Болотина, пришло время больших перемен и в части подготовки. В Башкирии, к примеру, создают не просто технические классы, а ассоциированные с отраслью школы. И в Челябинске зреет понимание, что такой опыт можно адаптировать под нужды местной промышленности. Однако экспериментальным регионом стал Алтай, где представители Союзмаша нашли с десяток школ, готовых организовать классы по запросу конкретных предприятий или ассоциаций.
Лепту в этот процесс готов внести главный технический вуз Южного Урала. Учитывая нехватку учителей физики, математики, химии, помощь университета школам точно пригодится: чтобы для сдачи ЕГЭ старшеклассники выбирали эти дисциплины, их нужно качественно преподавать. Тем более что доступность высшего политехнического образования сейчас высокая: в ЮУрГУ из почти трех тысяч бюджетных мест 1400 приходится на инженерно-технические направления и IT.
Неожиданным препятствием стало отсутствие грамотной коммуникации предприятий с будущей сменой.
- Мы проводим в университете старт-карьеру для студентов, и далеко не все работодатели направляют к нам эйчаров, способных донести смысл деятельности, а главное - изюминки своих компаний. Слушая спикеров, порой думаешь, что и сама бы никогда не пришла к ним, - рассказывает Юлия Болотина. - В Снежинске учли этот недочет и подготовили специалистов, способных общаться с молодежью. Возле них на индивидуальных консультациях больше всего студентов, а значит, выше шансы, что кто-то потом приедет работать в этот город.
Рокот космодрома
Рекрутинг заводских служб - это продолжение политики гендиректоров, и если сами руководители не занимаются кадрами, то эйчары положение не спасут, убежден председатель совета главных конструкторов Свердловской области Леонид Шалимов.
- После дефолта 1989 года, когда промышленность начала оживать, также обострилась проблема с квалифицированными кадрами, - вспоминает он. - Руководители сетовали, что вузы плохо готовят выпускников. Возглавляя НПО автоматики, я договорился с УПИ, который был главным поставщиком инженерных кадров, об организации образовательного научного комплекса, где бы работали вузовские преподаватели и сотрудники нашего предприятия, чтобы готовить специалистов именно для себя.
Впоследствии эта структура трансформировалась в кафедру автоматики УрФУ. Магистратуру перенесли на производство, а для бакалавров специалисты предприятия читали лекции. Кроме того, подведомственное профтехучилище развили до техникума и часть образовательного процесса также перебазировали на свою площадку.
Но сработала не только эта связка. Совместно с лицеем № 110 НПО автоматики организовало молодежный космический форум "Семихатовские чтения", в котором могут участвовать школьники всей Свердловской области: они готовят технические проекты, авторы лучших получают удивительную награду - поездку на настоящий космодром, на пуск ракеты. Такие впечатления не забываются. По словам Шалимова, только так, комплексно и адресно, можно решить кадровую проблему.
Траектория карьеры
Потенциал модели, при которой предприятия переманивают специалистов у конкурентов и даже завозят из других регионов, практически исчерпан, согласен замминистра образования и науки Челябинской области Виталий Литке. Необходима трансформация системы профподготовки, и она уже идет. В частности, образовательные программы меняют в сторону увеличения объема практических занятий, в том числе на производстве. Еще студентами ребята могут заключать трудовые договоры. Для работодателя это позитивный сигнал: с большей долей вероятности, и получив дипломы, пополнение останется в компании, где все уже знакомо и понятно.
Челябинская область присоединилась к проекту "Профессионалитет" и по числу образовательных кластеров сейчас обгоняет многие регионы. Но важно, чтобы бизнес начал встраивать образовательные организации в структуру своего менеджмента.
- Должно быть плотное взаимодействие не тогда, когда выпускника принимают на работу, а с первого курса, а лучше еще раньше, - поясняет Литке. - Важно, чтобы все звенья этого процесса - профориентация, теоретический и практический блоки, трудоустройство и адаптация новичков с предоставлением пакета социальных мер - работали синхронно. Это надо рассматривать в логике единой производственной цепочки. Тогда эти действия принесут плоды, хотя и не сразу.