Этот, как принято сейчас говорить, байк был мечтой многих мальчишек. Правда, и стоил он подороже других моделей. За "Каму" надо было отдать 98 рублей, а это почти среднемесячная зарплата в СССР в конце 1980-х.
- Помню, я в июне после школы подрабатывал в теплицах совхоза около города, получил 50 рублей, отец добавил, и я купил "Каму", - вспоминает Юрий Плюснин. - Это была крутая машина. Она и выглядела непривычно, не похожа на другие.
На "Каме" колеса поменьше, чем у суперпопулярного тогда "Урала". Но они были непривычно широкие, и это тогда породило легенду, что данный велосипед вроде вездехода. И потому гоняли на нем где придется, и по оврагам, и по лесам. Порой от таких прогулок и рама ломалась пополам. Как правило, в таких случаях отцы договаривались со знакомым сварщиком, и тот приводил велосипед в порядок.
"Кама" без проблем перевозился в любом транспорте и багажнике автомобиля, а его быстрая трансформация облегчала жизнь владельцу. Также плюсом велосипеда считается регулировка руля и сиденья по высоте, у них достаточно большой вылет труб и можно подобрать удобное положение как подростку, так и взрослому.
В комплекте с завода шел багажник, небольшая сумка для инструмента и насос. Также в качестве безопасности на велосипед устанавливали защиту цепи и катафоты на спицы колес. Эти отражатели света тоже привлекали внимание пацанов. На обычных велосипедах их не ставили, приходилось докупать отдельно. А тут новенькая "Кама" с катафотами, да еще и крутая металлизированная наклейка с названием на раме. Велосипед выглядел очень современно и круто. К тому же он был складной, что также смотрелось непривычно. Но были у "Камы" и противники. Суровые обладатели тех же "Уралов" презрительно говорили, что это девчоночий велосипед. Но может, они просто завидовали.
Выпуск обновленной "Камы" планируют начать с весны. Она будет выпускаться на базе классической концепции универсального городского велосипеда, но с модернизацией "в соответствии с духом времени". Как рассказали на заводе, изменилась геометрия рамы для прочности и комфортности посадки. Также "Каму" планируется поставлять с расширенной комплектацией: вместо светоотражателей у велосипеда появятся передняя и задняя LED-фары, будут прилагаться набор базовых ключей, брендированная ретросумка для инструментов и гравированный звонок.
- Для нас "Кама" - больше принципиальный проект, нежели коммерческий. Так или иначе, мы гораздо больше внимания уделили мелочам: комфортные грипсы, каретка на промышленных подшипниках, алюминиевые педали, набор базовых инструментов в стандартной комплектации, - рассказали в пресс-службе предприятия.
В 2023 году предполагается изготовить 3 тыс. велосипедов. Купить их можно будет в магазинах компании в 400 городах России, а также в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Ориентировочно "Кама" будет стоить 10 тыс. рублей.
Велосипед: транспорт или развлечение?
Как говорят соцопросы, в теплое время года каждый четвертый взрослый житель России регулярно просто катается или ездит по делам на велосипеде. По данным ВЦИОМа, 23% используют велосипед несколько раз в неделю, а еще 28% - хотя бы раз в месяц.
Если верить "Левада-центру" (некоммерческая организация, внесенная в список иноагентов), личный велосипед есть у 27%. А согласно исследованию, которое проводили сервис доставки "Деливери-клаб" и агентство ResearchMe, - у 58%. Правда, они опрашивали только жителей городов с населением более 500 тыс. человек.
Для большинства велосипед - не средство передвижения, а развлечение: 57% тех, кто хотя бы раз в год ездит на нем, выезжали просто покататься. Но 35% используют велосипед именно как транспорт - съездить в магазин или по делам, еще 14% добираются так на работу или учебу.
На пермском велозаводе им. Октябрьской Революции выпускались велосипеды "Урал", "Кама", "Скиф" и "Луч".
О чем спорят "камоводы"
Поклонников пермского велосипеда советского образца немало и сейчас. Для них есть даже группа в одной из соцсетей, здесь "камоводы" обмениваются новостями, решают вопросы их починки.
Например, не так давно обсуждался вопрос, какой максимальный вес должен быть у велосипедиста. Один из "камоводов" пожаловался, что он весит 97 кг, под ним проваливается подседельный штырь, руль загибается вниз, на кочках колеса лопаются. Выяснилось, что на вопрос о предельной нагрузке на "Каму" ответа нет. В дискуссии пришли к выводу, что надо покупать новые усиленные колеса, и как бы мимоходом один из "камоводов" отметил, что велосипеды эти для подростков, а не для упитанных дядей. Но еще один участник дискуссии жизнерадостно пояснил, что он весит 114 кг и ничего под ним не ломается.
Здесь же, в группе, постоянно обсуждают вопросы сборки "Камы". Между прочим, этому здорово помогает то, что с каждым велосипедом раньше шла толстая многостраничная инструкция по уходу за машиной.
- Здесь подробно расписывалось, как и что делать в случае поломок или неисправностей, - говорит велоэксперт Георгий Стариков. - Можно было своими руками в случае чего разобрать до винтика "Каму" и потом, следуя инструкции, собрать обратно.
В 1990-е годы, когда были проблемы с зарплатой, рабочим завода выдавали вместо денег велосипеды, в том числе и "Каму". Тут же, на заводской площади, был небольшой велосипедный рынок. "Камы" до сих пор можно отыскать у многих на дачах или в гаражах. Сейчас, кстати, эту модель пермского велосипеда можно купить в интернете. Однако, как выяснилось, стоит опасаться подделок. Так как бренд "Камы" наиболее раскрученный из всех советских веломарок, под ним могут втюхать не пойми что. Не так давно знатоки разобрали по фотографии лже-"Каму". Она показалась им странной, и эксперты пришли к выводу, что это самопал, т.е. велосипед, собранный из разных моделей.
200 километров - за 13 часов
"Кама" считается городским велосипедом. Но, как выясняется, он пригоден не только для спокойных коротких прогулок. Житель Новосибирска Яков Иванов в апреле прошлого года совершил 200-километровый велопробег. "Кама", сделанная еще в начале 90-х годов, успешно выдержала это испытание. 200 км Иванов проехал за 13 часов 10 минут.