Можно ли понять, что человек заразился "Кракеном", а не каким-либо из предыдущих штаммов?
Андрей Поздняков: Симптомы, которые возникают при заражении новым штаммом, те же, что у нынешних субштаммов "Омикрона", которые мало отличаются от ОРВИ. Чаще всего это субфебрильная лихорадка, когда температура повышена, но не сильно, а также обычные признаки простуды - ринит, кашель, умеренные симптомы интоксикации (головные и мышечные боли).
"Кракен" является "правнуком" "Омикрона". Он очень похож на "Омикрон", но с изменениями в части S-белка. Именно эта особенность позволяет ему лучше других вариантов "уходить" от антительного ответа, причем, даже у тех людей, которые ранее переболели "Омикроном" в разных вариациях.
Это делает "Кракен" более заразным, чем предыдущие штаммы. Но у большинства людей, которые ранее встречались с ковидом - переболели или сделали прививку - заболевание протекает достаточно легко. Это происходит потому, что "Кракен" хорошо маскируется от антительного ответа на этапе заражения, но далее, когда развивается заболевание и появляются симптомы, антитела все равно срабатывают. Т-клеточный иммунитет вспоминает, что ранее встречался с ковидом и начинает бороться с ним.
Нужны ли особые меры предосторожности?
Андрей Поздняков: Путь передачи все тот же - воздушно-капельный. При этом заразность вируса стала выше. Если раньше условно считали, что один человек, инфицированный "Омикроном", заражает 5-6 человек, то "Кракен" вдвое "активнее" - 10-12 человек. То есть, как показали первые наблюдения, индекс контагиозности вырос в два раза по сравнению с изначальным "Омикроном".
При этом ничего нового с точки зрения барьерных методов защиты мы не придумаем: нужно по-прежнему избегать мест скопления людей, поддерживать иммунитет за счет здорового образа жизни. Маски при таком уровне заразности, как у "Кракена", не помогут.
В США "Кракен" уже доминирует на северо-востоке страны, а у нас он станет доминирующим штаммом?
Андрей Поздняков: В принципе такое развитие событий возможно, потому что новый штамм более заразен, чем предыдущие, но не факт, что это случится. На данный момент трудно прогнозировать. К примеру, он до сих пор не стал доминирующим в Америке.
Эффективно ли ЦПР-тестирование для диагностики нового штамма?
Андрей Поздняков: ПЦР-тесты по-прежнему работают, так как они "ловят" три статичных участка коронавируса, которые не подвержены мутациям. Антигенный тест тоже настроен на улавливание стабильных антигенов вируса, не зависимых от мутаций и штамма, но его аналитические характеристики хуже. При этом нет необходимости использовать массовое тестирование. Анализы нужны в основном для групп риска, а это те люди, для которых в принципе любая респираторная инфекция опасна.
Кто в группе риска в первую очередь?
Андрей Поздняков: Среди людей, которые страдают иммунодефицитом, при "обнулении" иммунного ответа на коронавирусы могут быть серьезные случаи, но таких людей в массе немного. А для них любой штамм коронавируса является фактором риска, как и другие вирусы.
Также в группе риска люди старшего возраста, те, у кого, избыточная масса или тяжелая сопутствующая патология.
Насколько опасен новый штамм "Кракен"?
Андрей Поздняков: Несмотря на быстрое распространение данного подвида ковида, как говорят наши зарубежные коллеги, смертность не выросла, показатели растут пропорционально. То есть там, где обнаружен стремительный рост "Кракена", это США и некоторые страны Европы, не отмечено нарастание случаев госпитализации и смертельных исходов. Таким образом, по степени зловредности (патогенности) "Кракен" не отличается от "Омикрона". Вероятно, нас ждет всплеск заболеваемости, но вряд ли он перерастет в новую волну пандемии, потому что большое количество случаев ковида будет списано на обычное ОРВИ, так как они максимально схожи по проявлениям.
Вирус снова будет заметен, и можно будет говорить о новой волне, только в том случае, если он станет более зловредным, но предпосылок для этого нет. Мутации коронавируса, которые происходят в S-белке, за счет чего и появляются новые субштаммы, направлены на то, чтобы лучше проникать в организм человека и уходить от иммунной атаки при этом внедрении.
Как лечить тех, кто заболеет новым штаммом?
Андрей Поздняков: Так же, как при "Омикроне". На амбулаторном этапе обычно достаточно симптоматического лечения. При необходимости врач назначает противовирусные препараты (например, "Фавипиравир"), а в сложных случаях пациентов отправляют на лечение в стационар.