12.01.2023 10:25
Орел

О чем должен рассказывать гид, чтобы не попасть под штраф

Текст:  Надежда Рипинская (Орел)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №5 (8950)
С 1 июля 2022 года были приняты поправки в ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников", которые окончательно заработают в июле 2023-го. Документ был неоднозначно воспринят профессиональным сообществом. Почему - рассказала "РГ" председатель орловского отделения Союза экскурсоводов России Дарья Фурманская, руководитель волонтерского проекта "Экскурсии по Орлу", который уже много лет собирает сотни орловцев на бесплатные экскурсии по городу.
Уже летом 2023 года поправки в законодательство о деятельности гидов окончательно вступят в силу. / Из архива Дарьи Фурманской
Читать на сайте RG.RU

Из текста документа следует, что экскурсоводами теперь могут быть только люди с российским паспортом и что для получения права вести экскурсии нужно будет проходить госаккредитацию. Откуда взялись такие позиции?

Дарья Фурманская: Первоначально закон постулировался как борьба с гидами-иностранцами, которые ездят по большим городам с экскурсионными группами. Якобы эти гиды плохо знают историю России, искажают факты - по мнению некоторых коллег, даже намеренно. При этом у нас в сообществе много граждан с паспортами вовсе не Китая и Финляндии, а бывших республик СССР. Например, в Екатеринбурге проект экскурсий по городу для горожан, схожий в идее с нашими "Экскурсиями по Орлу", ведет гид с белорусским паспортом. Если до окончательного вступления закона в силу (до 1 июля 2023 года) эта норма не изменится, такие люди - настоящие профессионалы и энтузиасты - окажутся выброшенными из отрасли. Еще один важный момент: изначально никто не учитывал интересов и вообще самого существования нетуристической экскурсионной деятельности. Даже для коллег из столиц и крупных туристических центров нас, экскурсоводов из российской глубинки, работающих для местных жителей, как будто не существовало. Когда начались общественные обсуждения законопроекта, мы выступали в Общероссийском народном фронте и в Госдуме, где рассказывали о региональной специфике. Наши слушатели, как выяснилось, не знали, что экскурсии бывают не только обзорные, не только исторические, но и тематические, и авторские. И что на них ходит много горожан, а гиды часто работают просто от души, а не за деньги. Самое печальное, что при большой востребованности таких экскурсий мы так и не смогли убедить законодателей поверить нам.

Не поверили, что люди могут интересоваться историей и культурой городов, в которых они живут? Или что гиды могут водить экскурсии без оплаты?

Дарья Фурманская: Все вместе. Пару лет назад, кстати, первыми, кто выступил против этого закона, были экскурсоводы Москвы. Они доказывали, что это принесет огромный вред всему сообществу экскурсоводов. Так по инициативе снизу сложился межрегиональный Союз экскурсоводов России. Орловская ячейка вошла в объединение в числе первых. Сейчас у союза более 30 представительств. И вот мы дошли до ОНФ и до туристического комитета Госдумы. Я выступала и там, и там онлайн. Текст закона менялся. Сначала мы смогли добиться, чтобы исключением для аккредитации стало ведение бесплатных экскурсий. Потом этот пункт убрали. Теперь и для того, чтобы вести бесплатные экскурсии, ты должен заплатить деньги за аккредитацию.

Мы ратовали за добровольную аккредитацию, которая дает бонусы экскурсоводу

А у вас кроме критики были какие-то предложения?

Дарья Фурманская: Конечно. Предлагали обобщить, проанализировать и взять лучшее из мирового опыта, ратовали за добровольную аккредитацию, которая дает бонусы экскурсоводу. Ты, например, проходишь бесплатно курсы, с аккредитацией получаешь право водить экскурсии в музеях или на охраняемых культурных объектах. Мы хотели, чтобы аккредитация была привлекательной, полезной, престижной, а не налагала запрет на профессию. Пока же, если ты ведешь экскурсию без аккредитации, рискуешь нарваться на штраф.

Где в 2023 году отдыхать россиянам

А как все это будет работать? Кто выдает экскурсоводу документ об аккредитации?

Дарья Фурманская: В каждом регионе должны быть созданы аккредитационные комиссии. Кстати, в Орловской области, одной из первых, управление культуры и архивного дела с сентября организовало бесплатные курсы для экскурсоводов и сформировало экспертную комиссию. За это им большое спасибо, потому что члены нашего отделения Союза экскурсоводов уже эти курсы прошли. А в большинстве других регионов этих комиссий и курсов до сих пор нет, хотя до окончательного вступления закона в силу осталось полгода. Но и это еще не все трудности. Для того чтобы ты был допущен к аккредитации, по закону теперь либо у тебя должен быть диплом со специальностью "экскурсовод", либо нужно подтвердить пятилетний стаж.

С этим, думаю, вам легко: есть масса публикаций в вашей официальной группе во "ВКонтакте" и в СМИ о том, что вы водите экскурсии по Орлу уже много лет.

Дарья Фурманская: А вот и нет. Никакие соцсети, публикации, 10 свидетелей тут доказательством не являются. Только юридические договоры на оказание экскурсионных услуг - или у тебя должна быть такая запись в трудовой книжке. А если ты 10 лет водил бесплатные экскурсии, то с позиций законодателей никакого стажа у тебя нет. И теперь ты не будешь иметь права их проводить. В этом и есть драма ситуации. Поскольку я руководитель орловской ячейки Союза экскурсоводов, то пошла вместе со своими коллегами на эти курсы и планирую, что мы все вместе выйдем на экзамен аккредитационной комиссии. Сейчас нас 10 человек, но по факту было больше. Просто некоторые решили, что называется, не связываться.

В России запустили программу научно-популярного туризма

А в чем заключается экзамен?

Дарья Фурманская: Будет тест по истории Орловщины и юридическим основам туристической деятельности. Кроме того, нужно будет провести часть экскурсии, не выходя на местность, в аудитории. При этом все задания составлены с расчетом на обзорную экскурсию. А у нас в региональном сообществе экскурсоводов-энтузиастов есть люди, которые ведут одну-единственную, но уникальную. Например, про объекты гражданской обороны и промышленность города Орла. Или про Орел в годы немецкой оккупации, про орловские трамваи. И этим людям придется рассказать не о том, в чем они лучше всех разбираются, а об Орловском полесье и писателях-орловцах. Но это не у нас придумали - сам закон прописан таким образом.

А что можно считать экскурсией сегодня? Если я иду с детьми и рассказываю им о писателях-орловцах - это экскурсия? Я могу подпасть под штраф?

Дарья Фурманская: Вполне. Но хочу сказать, что пока в законе нет определения, что такое экскурсия.

Если нынешняя редакция не будет доработана, то такой закон, получается, закопает культурно-просветительский проект "Экскурсии по Орлу", которым гордится город?

Дарья Фурманская: Пока не могу сказать. Надо будет смотреть правоприменительную практику. Если строго по закону, то да, проект бесплатных экскурсий надо закрывать. Никто из тех энтузиастов, кто раз в несколько лет водит по одной строго тематической экскурсии, не пойдет аккредитовываться. И просто интересного человека - художника, например, или поэта - уже не пригласишь провести экскурсию. Он же не аккредитованный экскурсовод. Но опять же правоприменительной практики мы пока не видели.

"Есть в нашей стране, от чего получить впечатления". Чем запомнится зимнее путешествие из Москвы в Углич по следам Сусанина, Тарковского и Дюма

А какие маршруты в Орле наиболее популярны у местных жителей и у гостей города?

Дарья Фурманская: Туристам я бы рекомендовала дом купцов Аполлоновых, Введенский женский монастырь и Крестительское кладбище. Я показываю комплекс объектов, связанных с купеческой историей города. На Крестительском кладбище храм, где можно увидеть чуть ли не единственный в Орле подлинный иконостас. А местным жителям, конечно, советовать труднее, потому что кто-то не знает неких мест, а кто-то там живет. Но я бы рекомендовала музей поэта Серебряного века Петра Потемкина на Карачевской, Русановские дома на улицах Курских и дом купцов Мартыновых на Салтыкова-Щедрина. Это тоже, можно сказать, единственный памятник архитектуры русского модерна в Орле. Сейчас здание сохраняется в аутентичном состоянии.

Орел