"Есть в нашей стране, от чего получить впечатления". Чем запомнится зимнее путешествие из Москвы в Углич по следам Сусанина, Тарковского и Дюма

"Есть в нашей стране, от чего получить впечатления". Чем запомнится зимнее путешествие из Москвы в Углич по следам Сусанина, Тарковского и Дюма

Сергей Михеев/РГ

"Есть в нашей стране, от чего получить впечатления". Чем запомнится зимнее путешествие из Москвы в Углич по следам Сусанина, Тарковского и Дюма

10.01.202310:30
Сергей Михеев
"Ходим мы по краю, Ходим мы по краю… родному" - пели песню романтичные разбойники в "Бременских музыкантах". Так и мы с женой Аней, если выдаются выходные, ходим. И ездим. В это новогодье поехали "Москва - Осановец - Юрьевец - Советск - Киров - Судиславль - Кострома - Калязин - Углич" - по самому сердцу нашего зимнего края.

Зима, конечно, была рада напомнить о себе - прямо в день отъезда так сыпанула снегом на Москву, что и дверь подъезда на улицу ранним утром открылась с трудом. МКАД был засыпан снегом толщиной в руку, а дороги за городом и вовсе превратились в тренажер по управлению автомобилем. Машин, ушедших в снежный кювет, в этот день мы видели немало. Одну Audi, прямо на наших глазах не справившуюся с управлением в повороте, даже попытались достать буксиром, но нет - сидела глубоко. Обошлось без фатальных последствий - снег мягкий.

1. Едем в Осановец - смотреть… школу. Не простую, а колоритную - ее впору включать в число охраняемых памятников ушедшей эпохи. Прекрасная, соразмерная человеку, архитектура здания дополнена надписями - лозунгами прошлого века. А центральная надпись - год постройки, пожалуй, в этой композиции главная сила. Потому что построили школу сами сельчане-колхозники, чтобы молодежь не уходила из села после окончания учебы в начальной школе, а оставалась учиться дальше в своей средней. Построили и год выложили (знай наших, смогли!) - 1965-й. И статую пионера поставили, и Ленина, конечно, тоже. Немного таких зданий уцелело, их стоит ценить.

Фото: Сергей Михеев/РГ

На пути из Осановца в Юрьевец в двух местах нам попались на глаза придорожные фонари на столбах растительного дизайна - в виде стебля с побегом. Гармонично такие вписываются в ландшафт - как будто они тоже растения. И функционально: на каждые вершину "ростка" и на "побег" можно разместить по лампе нужного направления.

2. Юрьевец, Ивановская область. Едем к Тарковскому, к истокам творчества всемирно известного режиссера. Здесь, в доме, где жили Андрей Тарковский с матерью и сестрой в годы Великой Отечественной войны, организован музей с библиотекой и видеотекой. Есть кинозал, где можно посмотреть все фильмы режиссера; архив, купленный аж на аукционе Sotheby's, а в библиотеке собраны книги стихов Арсения Тарковского.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Сам город примыкает к Волге - красивое место. Зимой тут тишина.

- Как? Уже темно, но музей еще открыт? В это время в нашем городке все уже уходят кормить поросят и по прочим своим делам! - удивляется хозяин гостиницы Виктор.

В его шутке была изрядная доля правды. И наши попытки найти ресторан для романтичного ужина на берегу Волги успехом не увенчались, зато нашлась пекарня-кафе. Вкусно и недорого. И, опять же, колоритно: входит мужчина в спецовке, буфетчица сразу:

- Двенадцать беляшей?

- Да!

- Я здешний, на фабрике работаю. Всегда здесь беру - вкусные! - говорит покупатель.

Ночуем в "Павликовом доме". Как пишет хозяин дома о нем, это "гостевое пространство для удивительных путешественников, сбежавших принцесс и странствующих рыцарей". Виктор Павликов отреставрировал особняк 1910 года постройки. Место занятное: в комнате кровать под балдахином, на кухонной стене декоративная "ракета". Дом похож то ли на сцену, то ли на закулисье театра: на фасаде сияет надпись "Зеркало" - название Международного кинофестиваля имени Тарковского, гостям которого здесь рады ежегодно.

3. Дальше - Советск. Друг Андрей, живущий в этом городе, берет на себя заботу о нашем проживании и договаривается о ночлеге на свой вкус - в гостинице "На обочине", тоже колоритном местечке. Во дворе этого придорожного отеля местный скульптор поставил деревянные фигуры из русского фольклора, а внутри подвесил железного дракона. Во дворе камень с надписями… ой, нет, столовая с холодильником: направо пойдешь - "Вятский квас" найдешь, а налево - американскую "Пепси".

Фото: Сергей Михеев/РГ

Посещаем в этих краях местную достопримечательность - незамерзающее озеро в селе Суводь. Называется Теплое. Температура воды в нем, конечно же, обычная, околонулевая, но подпитывают водоем мощные ключи, которые не дают озеру окончательно замерзнуть даже суровой зимой. От воды поднимается пар, поэтому особенно хороша тут "зимняя сказка" - вокруг заиндевелый лес во всем его величии.

Возле руин местной церкви Андрей фотографируется под "пальмой из бутылочек" - довольно частый арт-объект народного происхождения. Забавная и грустная композиция. Впрочем, в жизни часто так бывает.

4. На Киров! По дороге встречаем группу снегоходчиков на невиданных компактных мотосамокатах-сноубордах. Отдыхают мужики…

В Кирове родители, у них елка, печка, моченые яблоки по новому рецепту от соседа, два барбоса с шерстью густой, как у медведя, и самодельные снегоходы.

Фото: Сергей Михеев/РГ

В городе посещаем Дворец пионеров, идея строительства которого принадлежит комсомольцам театра завода "Красный инструментальщик" и локомотивного депо, - юношам и девушкам конца 60-х. Тогда решено было построить Дворец, чтобы в совместной творческой деятельности педагогов и детей не были забыты боевые подвиги земляков, отдавших свои жизни за победу в Великой Отечественной войне. Красивый комплекс.

Также смотрим самолет (Ан-8), который прибыл в город в 1981 году своим ходом - сел на старом аэродроме и был перегнан к месту стоянки. Судьба самолета, как многое в нашей жизни, сложилась непросто. Изначально он был установлен как детский кинотеатр "Орленок", а после просмотра фильма детвора могла познакомиться с реальной кабиной пилотов. В 90-е кинотеатр закрылся, а разграбленный изнутри самолет стал… пивбаром. В настоящее время Ан-8 вновь находятся в собственности завода "Авитек". Была проведена реставрация, а внутри организовали выставочный зал современного искусства.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Идем в гости к папиному другу-инженеру Анатолию. Он любит чинить швейные машинки, видя в их конструкциях красоту простых решений - когда минимальный механизм позволяет достигнуть максимального результата. И впрямь завораживает: выражение "работает, как часы" можно ощутить руками. Выходящие из его рук механизмы хороши не только как музейный экспонат, но и для дела: и куртку можно этими машинками починить, и обувь. Приятная семья, все у них в жизни "как часы" - за окном вдаль течет река Вятка, дети обустроены, в семье мир, в доме порядок и верный УАЗик в гараже.

5. Шарья. Второй по численности населения город в области после Костромы, а на вид и не скажешь - очень тут спокойно. Видимо, потому, что Шарья равноудалена на три сотни километров от областных центров: Костромы (на западе), Нижнего Новгорода (на юге) и Кирова (на востоке). Примерно на том же расстоянии в северном направлении находится город Великий Устюг. Через Шарью проходит знаменитый Транссиб. На станции стоят большой паровоз и небольшой Ленин.

Фото: Сергей Михеев/РГ

И еще повсюду стоят зайцы разных мастей: погода стала мягкой и народ налепил из снега этого новогоднего зверя в необычайном количестве и качестве!

Ах да, мы еще и лося видели, настоящего. Возле дороги стоял, на машины смотрел. Потом к себе в лес ушагал.

И еще видели "Крокодила" - так в народе за характерный облик прозвали полноприводный грузовик ЗИЛ-157. Легендарная машина стоит на развилке дорог, а вывеска, прикрепленная вместо кузова, посылает всех в баню.

6. Судиславль. Древний город, история которого уходит в домонгольскую эпоху. Сейчас сюда ведет неплохая дорога, а раньше вокруг простирались непроходимые болота, с которыми связана та самая легенда об Иване Сусанине.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Мы в пути еще только несколько дней, но по субъективному ощущению - намного дольше. Ну как минимум вдвое. Представляю, что запросто мог бы просидеть эти дни дома, и они утекли бы, как песок сквозь пальцы, незаметно. А тут - масса впечатлений. Ведь жизнь - это не сколько прожито, а сколько запомнилось!

Фото: Сергей Михеев/РГ

7. Кострома - город Снегурочки, сладких вареных шишек, очень подходящих под чаепитие мультипликационного "ежика в тумане": "А я и самовар раздул и веточек подбросил этих… можжевеловых". Судозаходный город входит в состав Золотого кольца, и туристам есть, что посмотреть. Даже вездесущий В.И. Ленин стоит не обычно, а на постаменте памятника в честь 300-летия дома Романовых.

Да и памятник Ивану Сусанину тут стоит уже второй. Первый, работы В.И. Демут-Малиновского, в 1900-м был в концепции "жизнь за царя" не только с героем-крестьянином, но с государем и гербом, отчего при Советах не уцелел. Теперь доступен туристам другой, созданный молодым советским скульптором Н.А. Лавинским, уже только с Иваном во весь рост: "С убедительной художественной силой раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг не по горячности и наитию, а с полным сознанием всего происходящего, как выполнение долга перед своей Родиной, перед своей многострадальной землей… Очень выразителен жест правой руки, утверждающий, что место врагу русской земли только в земле". Вот такая живая история.

8. На трассе поднимает руку местный паренек. Нам по пути, довозим его до деревни Поречье. Тут пироги. Настоящие, вкусные и ароматные, со всеми видами начинок - от сосиски до повидла.

В Калязине людно. Все, конечно же, идут смотреть колокольню, затопленную водохранилищем, - в это время года до нее можно прогуляться по льду. Вечернее солнце отбрасывает на белый лед длинные синие тени. Красиво.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Путешествие - это очень хорошо. Ведь наши душевные страдания, как правило, - это просто мысли об ушедшем прошлом или ожидании будущего. О несуществующем. А в путешествии мы "здесь и сейчас", когда можно и нужно ощутить счастье текущей жизни, смотреть вокруг и быть ближе друг к другу.

9. Углич. "…Я поднял голову и увидел на горизонте целый лес колоколен… Исторические воспоминания влекли меня в Углич; я хотел увидеть дворец малолетнего царевича, каким он был в пору его гибели. Я хотел увидеть реликвии, сохранившиеся от этого предпоследнего потомка Рюриковичей", - писал француз Александр Дюма, путешествовавший пароходом до Астрахани в 1858, после того, как у себя на родине написал однотомник "Три мушкетера". А вот о своем путешествии по России Дюма издал семь томов! Так что есть в нашей стране, от чего получить впечатления.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Еще покатаемся!

P.S. Наш общий автопробег составил 3000 километров.