12.01.2023 10:11
Казань

"РГ" узнала, сколько Татарстан потратит на новые "метеоры"

Текст:  Олег Платонов (Казань)
Российская газета - Экономика Поволжья: №5 (8950)
Столица Татарстана пока останется без кольцевого железнодорожного движения. Зато власти региона решили взяться за модернизацию речного пассажирского флота.
Читать на сайте RG.RU

Корреспондент "РГ" узнал, сколько денег потратят на закупку новых скоростных "метеоров" и что мешает появлению в Татарстане нового гибрида: совмещения общественного транспорта и такси.

Транспортная культура

Аэропорты Татарстана перевезли в 2022 году 4,64 млн человек, тогда как в 2021-м было 4,57 млн пассажиров. А вот грузоперевозки упали в 2,2 раза до 2,8 млн т. То есть грузопоток аэропортов Татарстана уменьшился на 54,8 процента.

"Все восстановится, мы должны из этой передряги выйти сильнее", - не теряет оптимизма глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. По его словам, у аэропорта появятся два новых грузовых склада по 4 тыс. кв. м каждый и зона для технического обслуживания больших самолетов. Всего этого будет достаточно, чтобы аэропорт имени Габдуллы Тукая работал как грузовой хаб ближайшие десятки лет.

Пассажиропоток также развернулся по внутренним направлениям. Увеличилось и число субсидированных рейсов - 45 против 34 в 2021 году.

- Если бы не местные авиалинии, то наши аэропорты ощутили бы большее падение пассажиропотока, - отметил министр. - Если уйдет культура пользования авиацией, то ее потом восстанавливать сложно. Культуру железной дороги, которая в советское время была, мы немножко подрастеряли. Появились легковые автомобили, человек пересел с электрички на свою машину, получился дисбаланс. К тому же большие грузовики и скоростные дороги тоже позволили переложить груз с железной дороги на автомобильную.

Дороги Краснодара разгрузят, расширив трассы на Западном обходе

Однако чиновник уверен, что больше грузов нужно возить железной дорогой. В конце года на станции Лагерная открылась контейнерная площадка, откуда уже ушел первый поезд. Это 57 вагонов продукции "Нэфис Косметикс" - татарстанское масло отправилось в Китай. По мнению чиновника, будет набирать обороты и свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.

В этом году для каждой станции по ветке Менделеевск - Елабуга - Челны - Нижнекамск появилось свое название вместо отметки километра. Капитально отремонтированы 27 остановочных платформ и открылся перрон около ЖК "Южный парк" в Казани. В планах Татарстана и РЖД - отремонтировать 13 и построить три новые платформы.

- С Институтом пространственного развития ведем переговоры, что площадки под жилищное строительство надо все-таки давать вдоль железных дорог, чтобы люди могли из центра Казани за полчаса добираться с комфортом к своим поселкам, - говорит Фарит Ханифов.

Из глобальных проектов, реализованных в этом году, - запуск транспортно-пересадочного узла "Компрессорный", средний пассажиропоток которого составляет 1800 человек в день. Он должен был стать частью кольцевой железнодорожной линии, о которой правительство республики грезит уже не первый год. Кольцевое движение должно соединить отдаленные районы мегаполиса и сделать передвижение между окраинами более быстрым и комфортным. Однако амбициозный проект пока приторможен. Железнодорожники хотят, чтобы кольцо было окупаемо. Но сразу приучить пассажиров с окраин пользоваться комфортабельной электричкой явно не получится. Отчего, кстати, и просит Ханифов застраивать территории вдоль железной дороги. Федеральная компания брать на себя убытки за эксплуатацию не хочет. Однако и Татарстану субсидировать затраты пока не по карману. Так что идею отложили до лучших времен.

Два миллиарда на новые "метеоры"

В речном транспорте республики настоящая катастрофа. В 2021 году им воспользовалось 334 тыс. пассажиров, а в 2022-м - только 317 тысяч. Для регулярных перевозок задействованы девять теплоходов, хотя в 2019 году их было 14. Каждый год одно-два судна уходили на ремонт и не возвращались.

Ситуацию может поменять поручение главы региона Рустама Минниханова по ремонту судов и строительству новых. В 2023-2024 годах Зеленодольский завод им. Горького введет в строй шесть судов на подводных крыльях "Метеор-2020", которые шире нижегородского аналога, однако и дороже на 50 миллионов. Кроме того, республика купит у завода уже построенное судно проекта А217, рассчитанное на 170 пассажиров, которое сможет ходить с ранней весны до поздней осени. Минимум пять судов отремонтируют до начала навигации.

Из Питера в Выборг запустили ретроэлектричку

На все это правительство республики отыскало 2 млрд рублей. Другой вопрос, хватит ли их, учитывая, что заводы остались без импортных комплектующих, а отечественные аналоги если и имеются, то ненамного дешевле. Тем не менее за два года планируется нарастить пассажиропоток до полумиллиона человек.

Еще одно из новшеств речников - возможность перевести пассажирские суда во время ремонта на газомоторное топливо.

- Такой опыт у нас был - это "Чайка", которая сегодня работает в Питере, - заметил Фарит Ханифов. - Попытаемся у наших грузовых и пассажирских судов заменить двигатель или найти другой способ. Но газ на реку в любом случае придет. Думаю, что вопрос с газовой заправкой на реке начнем в ближайшее время решать.

Проблема в Татарстане стоит и с подходными путями судов к берегу. Сегодня на реках республики есть 22 дебаркадера и восемь причалов. Большинство дебаркадеров подлежит реконструкции, часть - ремонту. К примеру, в этом году на острове-граде Свияжске силами волонтеров "Том Сойер фест" приведен в надлежащий внешний вид один из дебаркадеров, который после проведения внутренних работ займет постоянное место на набережной. Во многих регионах эти плавучие деревянные дома уже утрачены, в Татарстане же решили оставить советское культурное речное наследие. Министр пообещал, что, сохраняя внешний вид, внутреннее исполнение сделают современным.

Гибридный "Челнок" доберется до столицы Татарстана

Вполне возможно, что в Казани в скором времени появится "Челнок" - гибрид общественного транспорта и такси. Проект разработан в ООО "Цифровая платформа КАМАЗ". "Фишка" сервиса в том, что маршрут формируется в зависимости от пожеланий пассажира. Вызвать транспорт на нужную остановку и обозначить маршрут можно с помощью специального приложения. Водитель автобуса, который движется по этой территории, видит заказ, подходящий под его маршрут, подъезжает и забирает пассажира. При этом маршрут автоматически перестраивается в зависимости от заказов клиентов. То есть у "челноков" не будет постоянных маршрутов, они генерируются автоматически, исходя из заявок пассажиров.

Плюсы сервиса пассажиры отмечают в комфорте поездки и что можно уехать с одного района города в другой без пересадки, минус - долгое ожидание маршрутки и непонятно, сколько времени нужно откладывать на саму поездку.

В России подобное есть только в Набережных Челнах: осенью "Челнок" протестировали, а потом запустили официально. Горожан возят китайские микроавтобусы JAC Sunray, по формату схожие с "ГАЗелью NN". Стоимость поездки в среднем в два раза дороже билета на общественный транспорт. Но куда дешевле такси. Данную услугу уже успел оценить глава Татарстана Рустам Минниханов, отметив: "Все, что делается для блага народа, имеет смысл внедрять".

Недавно в минтрансе РТ заговорили о том, чтобы попробовать сервис в Казани, но не по всему городу, а в отдаленных поселках.

- В городе, где на маршрут выходят большие автобусы, появление маленьких не понравится крупным транспортным компаниям, - отметил Фарит Ханифов. - Считаю, что реформа, которая шла в Казани в течение 15 лет, с привлечением больших автобусов оказалась правильной. С одной стороны, общественный транспорт - для людей, чтобы им было удобно. Кто-то берет такси, у кого денег нет - экономит, - отметил министр, добавив, что данный вопрос его ведомство готово проработать в 2023 году.

Казань