Корреспондент "РГ" узнал, сколько денег потратят на закупку новых скоростных "метеоров" и что мешает появлению в Татарстане нового гибрида: совмещения общественного транспорта и такси.
Транспортная культура
Аэропорты Татарстана перевезли в 2022 году 4,64 млн человек, тогда как в 2021-м было 4,57 млн пассажиров. А вот грузоперевозки упали в 2,2 раза до 2,8 млн т. То есть грузопоток аэропортов Татарстана уменьшился на 54,8 процента.
"Все восстановится, мы должны из этой передряги выйти сильнее", - не теряет оптимизма глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. По его словам, у аэропорта появятся два новых грузовых склада по 4 тыс. кв. м каждый и зона для технического обслуживания больших самолетов. Всего этого будет достаточно, чтобы аэропорт имени Габдуллы Тукая работал как грузовой хаб ближайшие десятки лет.
Пассажиропоток также развернулся по внутренним направлениям. Увеличилось и число субсидированных рейсов - 45 против 34 в 2021 году.
- Если бы не местные авиалинии, то наши аэропорты ощутили бы большее падение пассажиропотока, - отметил министр. - Если уйдет культура пользования авиацией, то ее потом восстанавливать сложно. Культуру железной дороги, которая в советское время была, мы немножко подрастеряли. Появились легковые автомобили, человек пересел с электрички на свою машину, получился дисбаланс. К тому же большие грузовики и скоростные дороги тоже позволили переложить груз с железной дороги на автомобильную.
Однако чиновник уверен, что больше грузов нужно возить железной дорогой. В конце года на станции Лагерная открылась контейнерная площадка, откуда уже ушел первый поезд. Это 57 вагонов продукции "Нэфис Косметикс" - татарстанское масло отправилось в Китай. По мнению чиновника, будет набирать обороты и свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.
В этом году для каждой станции по ветке Менделеевск - Елабуга - Челны - Нижнекамск появилось свое название вместо отметки километра. Капитально отремонтированы 27 остановочных платформ и открылся перрон около ЖК "Южный парк" в Казани. В планах Татарстана и РЖД - отремонтировать 13 и построить три новые платформы.
- С Институтом пространственного развития ведем переговоры, что площадки под жилищное строительство надо все-таки давать вдоль железных дорог, чтобы люди могли из центра Казани за полчаса добираться с комфортом к своим поселкам, - говорит Фарит Ханифов.
Из глобальных проектов, реализованных в этом году, - запуск транспортно-пересадочного узла "Компрессорный", средний пассажиропоток которого составляет 1800 человек в день. Он должен был стать частью кольцевой железнодорожной линии, о которой правительство республики грезит уже не первый год. Кольцевое движение должно соединить отдаленные районы мегаполиса и сделать передвижение между окраинами более быстрым и комфортным. Однако амбициозный проект пока приторможен. Железнодорожники хотят, чтобы кольцо было окупаемо. Но сразу приучить пассажиров с окраин пользоваться комфортабельной электричкой явно не получится. Отчего, кстати, и просит Ханифов застраивать территории вдоль железной дороги. Федеральная компания брать на себя убытки за эксплуатацию не хочет. Однако и Татарстану субсидировать затраты пока не по карману. Так что идею отложили до лучших времен.
Два миллиарда на новые "метеоры"
В речном транспорте республики настоящая катастрофа. В 2021 году им воспользовалось 334 тыс. пассажиров, а в 2022-м - только 317 тысяч. Для регулярных перевозок задействованы девять теплоходов, хотя в 2019 году их было 14. Каждый год одно-два судна уходили на ремонт и не возвращались.
Ситуацию может поменять поручение главы региона Рустама Минниханова по ремонту судов и строительству новых. В 2023-2024 годах Зеленодольский завод им. Горького введет в строй шесть судов на подводных крыльях "Метеор-2020", которые шире нижегородского аналога, однако и дороже на 50 миллионов. Кроме того, республика купит у завода уже построенное судно проекта А217, рассчитанное на 170 пассажиров, которое сможет ходить с ранней весны до поздней осени. Минимум пять судов отремонтируют до начала навигации.
На все это правительство республики отыскало 2 млрд рублей. Другой вопрос, хватит ли их, учитывая, что заводы остались без импортных комплектующих, а отечественные аналоги если и имеются, то ненамного дешевле. Тем не менее за два года планируется нарастить пассажиропоток до полумиллиона человек.
Еще одно из новшеств речников - возможность перевести пассажирские суда во время ремонта на газомоторное топливо.
- Такой опыт у нас был - это "Чайка", которая сегодня работает в Питере, - заметил Фарит Ханифов. - Попытаемся у наших грузовых и пассажирских судов заменить двигатель или найти другой способ. Но газ на реку в любом случае придет. Думаю, что вопрос с газовой заправкой на реке начнем в ближайшее время решать.
Проблема в Татарстане стоит и с подходными путями судов к берегу. Сегодня на реках республики есть 22 дебаркадера и восемь причалов. Большинство дебаркадеров подлежит реконструкции, часть - ремонту. К примеру, в этом году на острове-граде Свияжске силами волонтеров "Том Сойер фест" приведен в надлежащий внешний вид один из дебаркадеров, который после проведения внутренних работ займет постоянное место на набережной. Во многих регионах эти плавучие деревянные дома уже утрачены, в Татарстане же решили оставить советское культурное речное наследие. Министр пообещал, что, сохраняя внешний вид, внутреннее исполнение сделают современным.
Гибридный "Челнок" доберется до столицы Татарстана
Вполне возможно, что в Казани в скором времени появится "Челнок" - гибрид общественного транспорта и такси. Проект разработан в ООО "Цифровая платформа КАМАЗ". "Фишка" сервиса в том, что маршрут формируется в зависимости от пожеланий пассажира. Вызвать транспорт на нужную остановку и обозначить маршрут можно с помощью специального приложения. Водитель автобуса, который движется по этой территории, видит заказ, подходящий под его маршрут, подъезжает и забирает пассажира. При этом маршрут автоматически перестраивается в зависимости от заказов клиентов. То есть у "челноков" не будет постоянных маршрутов, они генерируются автоматически, исходя из заявок пассажиров.
Плюсы сервиса пассажиры отмечают в комфорте поездки и что можно уехать с одного района города в другой без пересадки, минус - долгое ожидание маршрутки и непонятно, сколько времени нужно откладывать на саму поездку.
В России подобное есть только в Набережных Челнах: осенью "Челнок" протестировали, а потом запустили официально. Горожан возят китайские микроавтобусы JAC Sunray, по формату схожие с "ГАЗелью NN". Стоимость поездки в среднем в два раза дороже билета на общественный транспорт. Но куда дешевле такси. Данную услугу уже успел оценить глава Татарстана Рустам Минниханов, отметив: "Все, что делается для блага народа, имеет смысл внедрять".
Недавно в минтрансе РТ заговорили о том, чтобы попробовать сервис в Казани, но не по всему городу, а в отдаленных поселках.
- В городе, где на маршрут выходят большие автобусы, появление маленьких не понравится крупным транспортным компаниям, - отметил Фарит Ханифов. - Считаю, что реформа, которая шла в Казани в течение 15 лет, с привлечением больших автобусов оказалась правильной. С одной стороны, общественный транспорт - для людей, чтобы им было удобно. Кто-то берет такси, у кого денег нет - экономит, - отметил министр, добавив, что данный вопрос его ведомство готово проработать в 2023 году.