В данном случае речь идет о двусторонних соглашениях, заключенных Российским союзом автостраховщиков и государствами Европейского экономического пространства (плюс Швейцария). То есть, граждане Евросоюза, включая Швейцарию, не смогут въехать на территорию России, без покупки российского полиса ОСАГО. Точно так же, как граждане России не смогут въехать на территорию стран ЕС, не купив их полиса.
Как пояснил "РГ" глава Национального бюро "Зеленая карта" в России Сергей Разуван, о прекращении действия данных соглашений было объявлено еще в прошлом году. Но до 1 июня все положения этих документов продолжают работать в обычном порядке. Для поездок в другие страны, не входящие в Евросоюз и исключая Швейцарию, российские "Зеленые карты" действуют без ограничений. Претензии потерпевших по ДТП, произошедшим до 1 июня 2023 года, подлежат урегулированию в стандартном порядке. То есть, пострадавший в Евросоюзе от неумелого евроводителя автовладелец сможет обратиться в свою страховую компанию. Европейский шофер, пострадавший от лихача из России, - в свою страховую компанию.
Что потребуется с 1 июня делать гражданам Евросоюза при въезде в Россию? Купить российский полис ОСАГО. А в случае ДТП именно с ним иметь дело по выплате пострадавшим.
Россиянам достается история не лучше. При выезде за границу на своей машине им придется покупать полис ОСАГО той страны, в которую они въезжают. С Польшей - проблем нет. Полис этой страны будет действовать на территории всего Евросоюза. Вопрос только в том, сколько он будет стоить для россиян.
При этом российская "Зеленая карта" продолжит работать в таких странах, как Азербайджан, Беларусь, Турция, Иран, Израиль, Тунис, Марокко, Великобритания, сообщил Сергей Разуван. Так что отечественный турист, приобретя пограничный полис, сможет доехать до Франции без дополнительных плат. А при проезде через тоннель до Великобритании ему не потребуется приобретать дополнительную страховку. Достаточно будет российской "Зеленой карты".
- В прошлом году в "Зеленую карту" хотела вступить Монголия. Но ей не дали этого сделать, - говорит Сергей Разуван. - Так что это тоже перспективное направление. Направление вообще меняется. Будем держать курс.
Очевидно, что такая страховка не обеспечивает все маршрутные коридоры. Где Россия - и где Марокко с Великобританией. Но все эти сложности отразятся только на туристах, которые едут на своих машинах. Дело в том, что перевозчики уже давно не могут пересекать границ Европы. Как сообщил "РГ" председатель правления ассоциации Межрегионавтотранс Сергей Храпач, на международных перевозчиках это решение и вовсе не скажется. Дело в том, что в связи с санкциями они и так не могут выезжать. Чаще всего применяется следующий сюжет. Российский автобус довозит до границы, а дальше пассажиры проходят границу пешком и садятся в другой, европейский автобус, который везет их в пункт назначения.