12.01.2023 16:44
Общество

Ученье и труд: в законе "Об образовании" по-новому расскажут о трудовом воспитании

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (8953)
В весеннюю сессию, которая уже началась в Госдуме, депутаты планируют рассмотреть поправки в закон "Об образовании", уточняющие понятие трудового воспитания в школе. Как пояснила "РГ" глава Комитета госдумы по просвещению Ольга Казакова, сейчас закон вводит запрет на привлечение школьников к труду без согласия родителей.
Возможно, вскоре в школу вернутся уроки труда, которые сегодня заменяют занятия технологией. / Владимир Смирнов / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Это прописано в пункте 4 статьи 34 "Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования": "…Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается".

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

- При этом подавляющее большинство родителей только за то, чтобы у ребенка развивались трудовые навыки, формировалось правильное отношение к труду, - говорит Ольга Казакова. - Но формулировка со словом "запрещено" многих педагогов останавливает.

Поэтому предлагается сменить фокус - поменять в законе запрет на разрешение. "Так и прописать в законе: "привлекать к труду РАЗРЕШАЕТСЯ с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей", - уточняет Казакова.

Предлагается прописать в законе: привлекать к труду разрешается с согласия совершеннолетних или родителей

Конечно, речь не идет о тяжелом физическом труде. Все куда прозаичнее: школьные дежурства, дежурства по классу и участие в субботниках и уборке школьной территории. Еще раз акцентируем: это не введение обязанности для школьников, а разрешение для учителей привлекать ребят к такого рода деятельности с согласия родителей или собственного согласия - если ученик уже совершеннолетний. И, конечно, все с учетом возраста и состояния здоровья каждого ребенка.

Что нового ждет российские школы и университеты

- Наша задача - выработать очень точные, всеохватывающий юридические формулировки, - подчеркивает Казакова. - Предстоит большая совместная работа с экспертами, педагогами, родителями.

Кстати, а что думают родители?

- Сама в школе с удовольствием дежурила по классу. Для меня это было почетно: полить цветы, быть после уроков за главную и уходить из класса последней, наведя чистоту. А если дежурство по столовой, то и вовсе праздник: с урока отпускали чуть раньше, чтобы мы успели накрыть столы, - вспоминает Елизавета Прохорова, мама восьмиклассницы. - У меня дочку иногда дома подмести не заставишь! Может, хоть в школе привьют эту привычку!

А вот Ксения Ефимова, мама семиклассника, настроена настороженно.

- Очень важен баланс. Кто-то приходит на субботник, собирает три мешка листьев и получает грамоту. А кто-то в эту субботу сидит на курсах по программированию или у репетитора по химии. Или помогает с младшими детьми, пока родители на второй работе, - говорит Ксения. - Главное, чтоб не было разделения: не дежуришь - позор тебе. Кстати, в нашей школе из классов убрали цветы, чтобы не образовывались мошки в грунте и не было у детей аллергии. Считаю, что это очень правильно. А подметать и мыть полы должны уборщицы. К счастью, в нашей школе и доски электронные - протирать там нечего.

Напомним, разработать законопроект о трудовом воспитании в школах осенью прошлого года предложил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он отметил, что если у ребенка будет серьезное отношение к труду, то таким же будет и отношение к физике, математике и другим предметам. По мнению спикера, это поможет ребенку вырасти настоящим гражданином.

Опрос "РГ"

На сайте "Российской газеты" мы провели опрос об отношении к трудовому воспитанию в школе. Абсолютное большинство ответов - 82,6 процента - "за".

Но развернутые ответы на вопрос "Нужно ли в школе трудовое воспитание и каким оно может быть?" - разные. Вот лишь некоторые:

- Элементарные навыки труда нужны: для девочек - бытовые, включая варку компота и шитье, для мальчиков - ремонт мелкий, умение обращаться с инструментами.

- Школьников обоих полов можно было бы научить, как решать простые бытовые вопросы. Например, как безопасно вкрутить лампочку, устранить засор и т.п.

- Обязательное дежурство и ежедневная уборка в классе. То, что сделано собственными руками, ценится гораздо больше, и отношение к собственному труду абсолютно другое: "Я не буду мусорить, потому что это мне убирать". А в случае с уборщицей - все наоборот: "Я буду мусорить - ей за это деньги платят!"

- Не нужно. Каждый должен заниматься своим делом: уборщицы - мыть полы, дворники - убирать территорию школы, учителя - учить, школьники - учиться.

- Вернуть уроки труда для мальчиков и девочек: сейчас вместо них - компьютерные уроки технологии. Нужно и то и то. А не подмена одного другим. Дети разучились шить, зашивать, готовить, мастерить руками.

- Нужно, но в меру, так как есть дети, которые заняты в музыкальных и спортивных школах почти до вечера. Не плохо было бы вернуть школьный живой уголок и школьный огород.

Образование