Минфин России действительно ожидает недополучение нефтегазовых доходов в казну в январе в размере 54,5 млрд рублей. В среднем в 2023 году ежемесячные поступления из отрасли в российский бюджет должны составлять не меньше 667 млрд рублей (8 трлн рублей в год).
Но январь - особый месяц. С 2023 года нефтегазовым компаниям повышены налоги. Вот только выплачиваться в казну они начнут с февраля этого года за прошедший январь. Впрочем, это совсем не означает, что после января рисков для нашего бюджета в этом году нет.
Накануне заявления американских финансистов вице-премьер Александр Новак назвал выросший дисконт на российскую нефть из-за подорожания фрахта судов на ее перевозку главной угрозой для отрасли. Транспортировка стала стоить дороже после введения механизма потолка цен. Новак выразил надежду, что дисконт со временем снизится, как уже было в 2022 году.
Как отмечает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков, по итогам января можно ожидать дополнительного увеличения дисконта нашей нефти Urals (от цены этого сорта рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ и экспортные пошлины) к эталонному сорту Brent, что негативным образом отразится на доходах казны. При этом в январе бюджет должен получить дополнительные доходы, связанные с выплатой дивидендов "Газпрома" (порядка 600 млрд рублей). Кроме того, повышение налоговой нагрузки в 2023 году включает дополнительный налог для "Газпрома" в размере 50 млрд рублей ежемесячно, повышение ставки НДПИ на газ, повышение налога на прибыль для экспортеров сжиженного природного газа (СПГ), повышение НДПИ на нефть и корректировку демпфера на нефтепродукты. Суммарно все эти меры должны увеличить доходы бюджета.
С другой стороны, помимо уменьшения доходов от экспорта нефти из-за дисконта снизятся доходы от экспорта газа из-за снижения объемов поставок. По мнению Тануркова, общее повышение налоговой нагрузки способно компенсировать эти потери в пределах 1,3-1,5 трлн рублей. Чтобы повышение налогов могло компенсировать снижение цен, необходима средняя цена Urals по итогам 2023 года на уровне минимум 60-66 долларов за баррель.
Максимальные дисконты на Urals будут установлены по итогам января и февраля 2023 года (с учетом начала действия эмбарго на российские нефтепродукты в феврале). В дальнейшем скидка будет сокращаться. Кроме того, как ожидается, снятие ковидных ограничений в Китае приведет к существенному росту спроса и цен на нефть уже в первой половине 2023 года, уточняет Танурков.
Схожее мнение высказала руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. Бюджет 2023 года рассчитан, исходя из средней цены нашей нефти 70,1 доллара за баррель, и для получения базового уровня нефтегазовых доходов (8 трлн рублей в год) цена нефти должна быть в районе 60 долларов за баррель.
Сейчас средняя цена нефти Urals находится на уровне 51 доллар за баррель, но были зафиксированы отгрузки за 37,8 доллара за баррель. Такой уровень цены, по оценкам экспертов, может привести к дефициту бюджета - 2,5 трлн рублей (при сохранении курса доллара к рублю на текущем уровне). То есть о рекордных поступлениях в казну 2022 года можно забыть. При этом никакого резкого ухудшения ситуации на нефтегазовом рынке для России не произошло. Просто в январе закончились дополнительные выплаты по налогам за 2022 год и еще не начались выплаты за 2023 год.
Декабрьские результаты (за ноябрь) сбора нефтегазовых налогов впечатляют - 971 млрд рублей. Почти на 120 млрд больше, чем было в декабре 2021 года. Но если разобраться, то в них почти половина - 416 млрд рублей, это дополнительных выплат "Газпрома" со сверхдоходов от экспорта газа.
Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, на динамику поступлений средств в бюджет в январе будет влиять истечение срока повышенных платежей "Газпрома" по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Компания в период с октября по декабрь 2022 года заплатила дополнительно 1248 млрд рублей. Для сравнения, все прочие сборы по НДПИ на газ в IV квартале 2022 года составили 134,5 млрд рублей.
Последний вопрос, который возникает, что же делать, если цена нашей нефти не доберется до нужных значений. По мнению аналитика УК "Альфа-Капитал" Александра Джиоева, при сохранении текущего дисконта Urals к Brent в 25 долларов за баррель для финансирования бюджета нужно будет либо продавать валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ), как это делается сейчас; либо занимать больший, чем заложен в бюджете, объем средств на долговом рынке.
Схожую точку зрения высказал эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов. Если скидка Urals к Brent не сократится или цены на Brent существенно не вырастут, то компенсировать дефицит придется из ФНБ, считает он.
Остается еще ослабление рубля к доллару, что может компенсировать часть выпадающих доходов. Но это чревато сильным ростом инфляции. При этом вероятность длительного сохранения большого дисконта на нашу нефть невелика. По мере роста спроса на нефть в мире, а это произойдет обязательно, особенно после вступления в силу эмбарго ЕС на импорт наших нефтепродуктов, и восстановления спроса в Китае, котировки барреля пойдут вверх. Как бы ни был сейчас деформирован мировой рынок нефти санкциями и различными "потолками", основополагающий закон - цена товара растет, когда спрос опережает предложение, продолжает работать.
Кроме того, более трети поставок нашей нефти за границу сейчас приходится не на Urals, а на другие сорта нефти, в первую очередь на сорт ESPO (ВСТО), который изначально экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), главным образом в Китай. Его экспортная цена сейчас - 66 долларов за баррель. Есть еще экспортные сорта сахалинской нефти. Их стоимость сейчас выше 70 долларов за баррель. В критической ситуации формула расчета налогов может быть изменена и Urals (основной сорт для поставок в Европу) может быть заменен другой маркой нефти.