Зачем странам G7 два потолка цен для нефтепродуктов из России

Страны G7 планируют ввести два варианта потолка цен для российских нефтепродуктов, сообщают СМИ. Один - для мазута, другой - для дизельного топлива, авиакеросина и бензина. Мера должна заработать одновременно с эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России - 5 февраля этого года.
iStock

Решение использовать два (а может быть и больше) варианта ограничений для стоимости нефтепродуктов из России объясняется тем, что разные цены разных нефтепродуктов очень сильно отличаются друг от друга. И если авиакеросин или дизельное топливо стоят дороже нефти, за один и тот же объем, то мазут часто стоит дешевле.

Поэтому если предельная цена для топлива из нашей страны будет установлена только одна, то она обязательно окажется либо слишком высокой для российского мазута, либо слишком низкой для дизельного топлива и керосина.

В первом случае наши нефтеперерабатывающие заводы могут увеличить выпуск мазута и за счет этого получать дополнительные доходы, с которых будут выплачивать налоги в российский бюджет. А именно этого стараются не допустить западные страны.

Во втором случае, экспорт керосина и дизельного топлива из России в случае выполнения условий потолка, окажется нерентабельным для поставщика. Это может привести к сильному дефициту топлива и росту цен на него, чего инициаторы санкций всеми силами пытаются избежать.

Есть здесь еще и логистический момент. Транспортировка топлива обходится дороже транспортировки сырой нефти, поскольку в большинстве случае с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до порта оно доставляется автомобильным или железнодорожным транспортом, а большинство нефтеперерабатывающих заводов в России находятся далеко от побережья.

Также велика вероятность, что вводя два или больше вариантов потолка цен для наших нефтепродуктов, страны Запада хотят подтолкнуть Россию к увеличению экспорта сырой нефти по ценам ниже уже принятого G-7 лимита.

Сохранение объемов нашего экспорта нефти и уменьшение доходов России от него - одна из задач стран Запада. К тому же контролировать экспортные цены на нефть значительно проще, чем поставки нефтепродуктов. Дело в том, что мы экспортировали достаточно много мазута - более 40 млн тонн в год, и значительная часть его направлялась на НПЗ разных стран для производства бензина и дизеля. Именно для этого в 2020-2021 году наш мазут активно скупали американские компании.

Российский мазут оказывался сильно дешевле сернистых сортов нефти, на которые тогда возник дефицит. И именно с прекращением этих поставок после санкций США в марте 2022 года во многом было связано подорожание топлива на заправках в Америке. Также наш мазут для производства более дорогих нефтепродуктов используется на НПЗ в Индии, ОАЭ, Китае, Турции и Саудовской Аравии.