И это опять тот случай, когда приходится говорить, что уходит эпоха - на этот раз эпоха, когда в мировом кино царили красивейшие женщины планеты. Джина Лоллобриджида была истинной королевой красоты - ослепительной, оригинальной, воздушной и при этом абсолютно земной. царицу Савскую в фильме Кинга Видора; наряду с Мэрилин Монро, Бриджит Бардо и Софией Лорен ее считали секс-символом экранов.
Красота эта счастливо сочеталась со многими и разными талантами - от актерского до изобразительного. Она увлекалась фотографией, снимала известнейших персон от Сальвадора Дали и Эллы Фицджеральд до Генри Киссинджера и Фиделя Кастро (ей даже удалось взять у него большое интервью), а ее альбом "Моя Италия" удостоен многих престижных наград. В юности рисовала шаржи на улицах, работала моделью и участвовала в конкурсах красоты. В 18 лет дебютировала на сцене в комедии "Сантареллина" самого маленького театра мира - Театро делла Конкордиа в Перуджии. Мечтала стать скульптором и в дальнейшем изваяла несколько творений, одно даже стало моделью для приза кинофестиваля "Балтийская жемчужина". Училась вокалу и надеялась однажды выйти на оперную сцену.
Кино не могло пройти мимо такого феноменального явления, а она не могла пройти мимо популярнейшего из искусств. И сразу явила миру еще одно свое качество - органически присущую ей музыкальность. Ее красота существовала в абсолютной гармонии с мелодиями Доницетти и Леонкавалло, и она снималась в кинооперах "Лючия ди Ламмермур", "Паяцы" (в роли Недды), в фильме "Без ума от оперы" с знаменитым Тито Гобби, в эпизоде байопика "Молодой Карузо" с гениальным Марио Ланца, а в мелодраме "Самая красивая женщина в мире" играла оперную диву Лину Кавальери и сама пела из "Тоски" Пуччини. За эту роль она удостоилась своей первой большой награды - премии Давида ди Донателло.
Но славу ей принесла роль неотразимой Аделины в романтической комедии с Жераром Филипом "Фанфан-Тюльпан". В этой картине ее впервые увидели и в СССР, и зрители ее сразу полюбили, вписав в один ряд со столь же ослепительно прекрасными итальянками Сильваной Пампанини и Софией Лорен. Так в нашей наглухо запаянной стране и представляли себе Италию - как страну Везувия, спагетти и самых красивых актрис мирового кино.
Ее карьера в кинематографе во многом определялась счастливым устройством ее внешности. Что часто педалировалось уже в названиях фильмов - "Красота Ипполиты" или "Ночные красавицы", к примеру. Из-за этой красоты ломались копья в сюжетах, гремели раскаты ревности, скрещивались шпаги. Последовали "Хлеб, любовь и фантазия" - "народная комедия" Луиджи Коменчини и ее сиквел "Хлеб, любовь и ревность", после которой эстафету роли подхватила другая королева красоты София Лорен в фильме "Хлеб, любовь и…" Дино Ризи. Лоллобриджида за эту роль получила Национальную премию кинокритики и была номинирована на премию BAFTA. Но перечислять все ёее бесчисленные награды не стану - Википедия вам в помощь.
Говорить о Лоллобриджиде вне ее красоты невозможно, но эта красота самым счастливым образом соединялась с актерским талантом. Легкий, динамичный, озорной и лиричный, он свободно вписывался в любую эпоху хоть плаща и шпаги, хоть автомобильных клаксонов. Мимо нее, конечно, не мог пройти и Голливуд, тоже вовсю эксплуатируя ее физические данные. В драме "Трапеция" с Тони Кертисом она играла акробатку, в которую влюблен герой, и тоже сама, без дублерш, выполняла на манеже довольно сложные трюки. Среди ее партнеров первые мировые звезды от Шона Коннери и Алека Гиннесса до Жан-Луи Трентиньяна и Витторио Гассмана, Ива Монтана и Фрэнка Синатры, Жан-Поля Бельмондо и Энтони Куинна - с ним она встретилась в фильме "Собор Парижской богоматери", где он был Квазимодо, а она играла цыганку Эсмеральду. Ее пригласил Федерико Феллини на одну ролей "Сладкой жизни", но не случилось: муж актрисы потерял присланный ей сценарий. О чем Лоллобриджида впоследствии очень жалела.
Умерла известная итальянская актриса Джина ЛоллобриджидаОна не раз приезжала в Москву на Международный кинофестиваль, в 1973-м была там членом жюри и приняла приз "За вклад в киноискусство". На этом фестивале произошла комичная история с ее абсолютно эксклюзивном вечерним туалетом, заказанным у известного кутюрье: когда она в броском платье в веселый горошек фарфоровой статуэткой явилась на фестивальный прием, перед ней предстала ее вечная конкурентка София Лорен в точно таком же эксклюзивном туалете. "Привет, сестренка", - улыбнулась она Джине после первого шока, и можно представить, что потом выслушал тот кутюрье от обеих звезд, когда они вернулись домой.
Кинокарьера Джины Лоллобриджиды стала сворачиваться рано - значительно раньше, чем стала увядать ее легендарная красота. В какой мере связаны эти два процесса, знала только актриса, оставшаяся в нашей памяти ослепительно молодой. Но она стала редко сниматься и плотно занялась фотографией, кинодокументалистикой, скульптурой, хлопотами по своему воспетому прессой саду с невиданной коллекцией живущих там птиц.
А мы снова и снова будем пересматривать любимые приключения Фанфана-Тюльпана с вечно молодыми Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой, переживающими такие яркие, бурные, наивно романтические страсти, какие сегодняшнему миру кажутся прекрасной, но несбыточной грезой.
Ее вилла на Аппиевой дороге опустела
До последнего времени Лоллобриджида жила на своей знаменитой вилле на Аппиевой дороге в Риме. В сентябре прошлого года она сломала ногу, упав у себя дома. Поскольку актриса успешно перенесла операцию, ее состояние не вызывало опасений у врачей. Впервые Лоллобриджида появилась на экране в 1946 году.
Однако жизнь Лоло (так ласково ее называли итальянцы) одним лишь кино не ограничивалась. Джина была многогранным творческим человеком. В 1945-м она перебралась из Субиако (область Лацио) в Рим, где окончила художественную школу, а затем поступила в Академию изящных искусств. А уже в 1990-е Лоллобриджида увлеклась ваянием скульптур из бронзы и мрамора. Ее произведения выставлялись на главной площади города Пьетрасанты, знаменитого творческого центра Италии, а в 2003 году украсили собой залы Пушкинского музея. Еще одной страстью жизни была фотография. Ее фотоальбом "Моя Италия" стал своеобразной энциклопедией итальянской жизни.
Нива Миракян, "Российская газета", Рим