За 2022 год парк машин увеличился более чем на 30%, рассказали "РГ" в пресс-службе сервиса "Ситидрайв". В основном это автомобили производства КНР, выбор марок ограничивается именно китайскими брендами. В парке компании есть Haval, Chery, Geely и лифтбек китайского автопроизводителя - JAC J7.
Наибольшим спросом у клиентов каршеринга пользуются марки Geely и Exeed, а также европейские автомобили с пробегом, отмечает генеральный директор "Автодом" Максим Шишко. "Сервисы каршеринга также используют ранее приобретенные автомобили европейских, японских и корейских брендов для повторных сделок по подписке", - поясняет он. Основной критерий - узнаваемость бренда и цена. Наибольшое количество новых сделок приходится на компактные внедорожники самых популярнных моделей из Китая.
Авто, ввезенные по параллельному импорту, на сегодняшний день слишком дорогие, что не позволяет формировать комфортные тарифы для клиентов, поясняет Шишко.
"Автомобили китайских брендов отвечают таким требованиям, как достаточно высокая технологичность и надежность, адекватная цена, доступность запчастей. Последнее особенно важно для каршеринга, где характерен высокий износ автопарка", - добавляет вице-президент КРОС Константин Панарин.
Chery, Geely, Haval стали появляться в сервисах краткосрочной аренды еще в 2020-2021 годах, замечает директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артем Киселев. "В портфеле ВТБ Лизинг есть и китайские JAC iEV7S, профинансированные для первого каршеринга электромобилей в России", - комментирует он.
Каршеринговый бизнес требует, чтобы автомобили, которыми постоянно пользуется большое количество людей, помимо надежности были доступными с точки зрения обслуживания, содержания и страховки. Европейские автомобили с пробегом сейчас страхуются по повышенным ставкам на фоне повышенных цен на запасные части и увеличения сроков страхового ремонта, что снова заставляет обращаться к китайским моделям, поясняют эксперты.
Если раньше компании-операторы каршеринга взаимодействовали с заводами автопроизводителей из недружественных стран, например, корейские Kia Rio закупали на заводе Sollers под Петербургом, а немецкие Mercedes - на недавно проданном подмосковном заводе, то теперь операторы сотрудничают с заводами, на которых собирают китайские машины, либо закупают машины напрямую из-за рубежа по не перекрытым каналам поставок, отмечает представитель агентства "Синергия" Артем Киселев. После нескольких лет использования машин в каршеринге их, как правило, сдают в автосалоны и перепродают физическим лицам. Основные пользователи каршеринга - студенты, офисные сотрудники, экономящие на парковке. Сказать с точностью о самых популярных марках автомобилей каршеринга можно будет только после того, как автопарк стабилизируется, считает Панарин.