По его словам, механизм, который позволил иностранным авиакомпаниям выполнять полеты по транссибирским маршрутам, был сформирован 50 лет назад. Это дало авиакомпаниям внушительные преимущества.
"Для того, чтобы соблюсти интересы советской стороны, был предложен механизм компенсационных платежей, который, трансформировавшись, действует до сих пор" - говорит эксперт.
Данный механизм предусматривает, что назначенный перевозчик с российской стороны и назначенный перевозчик со стороны другого государства имеют определенные коммерческие права. Если та или иная сторона этими правами не пользуется, она получает компенсацию.
"Получателем средств является авиакомпания, являющаяся назначенным перевозчиком. Плательщиком - ее визави из другой страны. Таким образом, речь идет о коммерческих взаимоотношениях юридических лиц, а не правительств" - добавляет Олег Пантелеев.
Полученные средства по плану должны идти на развитие авиационной отрасли и модернизацию общей инфраструктуры.
Например средства, полученные "Аэрофлотом", как национальной авиакомпании, в разные годы шли на разные цели. Часть средств шла через ФГУП "Госкорпорация по Организации воздушного движения" на модернизацию общей инфраструктуры. Как правило, значительная доля тратилась в интересах отрасли в целом: например, финансировались учебные заведения гражданской авиации. По оценкам экспертов до пандемии ежегодные платежи составляли 450-500 млн долларов.
В Минтрансе России и Росавиации комментировать заявления представителя Еврокомиссии не стали. Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев в своем Telegram пояснил, что действующее роялти - это плата за использование авиационной инфраструктуры взамен на экономию времени и средств со стороны перевозчика. Такой же механизм применяется и в других крупных странах - Канаде, Бразилии и Китае, - напомнил Косачев.