17.01.2023 23:02
Культура

Классик скульптуры XX века: В Новой Третьяковке проходит выставка работ Ивана Шадра

Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №9 (8954)
Он говорил: "Искусство скульптора должно быть так же эмоционально, как искусство актера на сцене". И впрямь его работы назвать монументами даже как-то неловко - настолько они динамичные, летящие. Взять хоть самую известную "Булыжник - оружие пролетариата". Это же памятник человеческому духу, здесь все - и выражение лица, и необычная для статуарного искусства поза - порыв чувств, напряжение всех душевных сил героя.
/ Илья Наймушин/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Кстати, сам Шадр вполне мог войти в историю искусств как актер или кинодеятель. Сын богомаза из глубинки, он отправился покорять академию художеств, но не был принят. На жизнь зарабатывал как уличный певец. Его услышал режиссер Александринского театра и пригласил на сцену. Позже Шадр какое-то время служил на киностудии Ханжонкова... Но это все после. Главным делом своей жизни он всегда считал изобразительное искусство.

На выставке, где представлены не только скульптуры, но и многочисленные рисунки Шадра, понимаешь, почему так врезаются в душу его герои: они, бронзовые, гипсовые, мраморные, кажутся говорящими - настолько выразительны их позы. Этой эмоциональной экспрессии он учился в Париже у Родена и Бурделя - был и такой период в пестрой биографии Шадра. На самом деле - Ивана Иванова (он взял себе псевдоним по названию родного городка Шадринска, справедливо полагая, что так его имя проще будут запомнить).

И запомнили. Во всяком случае именно Шадру было предложено в первые годы советской власти ваять "денежных мужиков" - так он сам называл небольшие скульптуры красноармейцев и рабочих, изображения которые воспроизводились Гознаком на новых купюрах советской страны. Удивительно, что за несколько лет до этого он получал заказы на создание памятника Корнилову и Колчаку! Вообще пережить все бури конца XIX-начала XX века Шадру удалось как-то на редкость безмятежно. Он, успевший прославиться до революции, сделал себе имя и после. Может, именно потому, что искал в своих моделях не идеологию, а живые чувства людей? Видел в них прежде всего красоту и высокий дух?

Его "Девушка с веслом" была установлена в Парке Горького, но, раскритикованная, вскоре сошла с пьедестала. Позже по шадринскому образу ее воспроизвел, обрядив в купальник, другой скульптор, и она прошла триумфальный путь по паркам всей нашей огромной страны.

"Булыжник - оружие пролетариата" - это памятник человеческому духу. / Ольга Штраус

Между прочим эмблематичные "Рабочий и колхозница" тоже могли быть изваяны Шадром. За создание этого монумента состязались двое - он и Вера Мухина. Выбрали мухинский вариант, потому что шадринские герои выглядели более стремительными, словно улетающими в небо, и в инженерном отношении воспроизвести их было сложнее. Кстати, сама Вера Мухина, почти что ровесница Шадра, относилась к нему с большой теплотой и нежностью. Она вспоминала: "Он был особенный, с неудержимой, чисто сказочной фантазией и вместе с тем необычайно мягкий и нежный в своих отношениях с людьми. Даже о врагах своих он говорил с мягкой иронией".

Деревянные боги из чулана. Благодаря ученым-энтузиастам Пермский край сохранил уникальное скульптурное наследие

Его скульптурные портреты отличает выразительный психологизм. Не случайно именно ему сильные мира сего заказывали надгробия для ушедших близких. На выставке представлены некоторые из них - Надежды Аллилуевой, Казимира Уншлихта, жены Немировича-Данченко...Тема скорби как одного из самых сильных человеческих чувств, видимо, вообще сильно волновала художника. Еще в молодости он планировал создать "Памятник мировому страданию", так и оставшийся невоплощенным. На выставке мы можем увидеть его только в рисунках.

Вообще гигантский объем невоплощенных работ, представленный на выставке в эскизах и набросках, впечатляет. Шадр, например, мечтал изваять Аристотеля. Были у него проекты памятника Лермонтову, который как бы возвышается над облаком, - яркая метафора поэту, бывшему поклонником и ставшему жертвой Кавказа!

У Шадра даже самые приземленные темы, вроде барельефа "Борьба с землей", наполнены динамизмом и характерной "полетностью". Он так видел труд. Он сам так всегда работал.

Музеи и памятники Москва