Кстати, сам Шадр вполне мог войти в историю искусств как актер или кинодеятель. Сын богомаза из глубинки, он отправился покорять академию художеств, но не был принят. На жизнь зарабатывал как уличный певец. Его услышал режиссер Александринского театра и пригласил на сцену. Позже Шадр какое-то время служил на киностудии Ханжонкова... Но это все после. Главным делом своей жизни он всегда считал изобразительное искусство.
На выставке, где представлены не только скульптуры, но и многочисленные рисунки Шадра, понимаешь, почему так врезаются в душу его герои: они, бронзовые, гипсовые, мраморные, кажутся говорящими - настолько выразительны их позы. Этой эмоциональной экспрессии он учился в Париже у Родена и Бурделя - был и такой период в пестрой биографии Шадра. На самом деле - Ивана Иванова (он взял себе псевдоним по названию родного городка Шадринска, справедливо полагая, что так его имя проще будут запомнить).
И запомнили. Во всяком случае именно Шадру было предложено в первые годы советской власти ваять "денежных мужиков" - так он сам называл небольшие скульптуры красноармейцев и рабочих, изображения которые воспроизводились Гознаком на новых купюрах советской страны. Удивительно, что за несколько лет до этого он получал заказы на создание памятника Корнилову и Колчаку! Вообще пережить все бури конца XIX-начала XX века Шадру удалось как-то на редкость безмятежно. Он, успевший прославиться до революции, сделал себе имя и после. Может, именно потому, что искал в своих моделях не идеологию, а живые чувства людей? Видел в них прежде всего красоту и высокий дух?
Его "Девушка с веслом" была установлена в Парке Горького, но, раскритикованная, вскоре сошла с пьедестала. Позже по шадринскому образу ее воспроизвел, обрядив в купальник, другой скульптор, и она прошла триумфальный путь по паркам всей нашей огромной страны.
Между прочим эмблематичные "Рабочий и колхозница" тоже могли быть изваяны Шадром. За создание этого монумента состязались двое - он и Вера Мухина. Выбрали мухинский вариант, потому что шадринские герои выглядели более стремительными, словно улетающими в небо, и в инженерном отношении воспроизвести их было сложнее. Кстати, сама Вера Мухина, почти что ровесница Шадра, относилась к нему с большой теплотой и нежностью. Она вспоминала: "Он был особенный, с неудержимой, чисто сказочной фантазией и вместе с тем необычайно мягкий и нежный в своих отношениях с людьми. Даже о врагах своих он говорил с мягкой иронией".
Его скульптурные портреты отличает выразительный психологизм. Не случайно именно ему сильные мира сего заказывали надгробия для ушедших близких. На выставке представлены некоторые из них - Надежды Аллилуевой, Казимира Уншлихта, жены Немировича-Данченко...Тема скорби как одного из самых сильных человеческих чувств, видимо, вообще сильно волновала художника. Еще в молодости он планировал создать "Памятник мировому страданию", так и оставшийся невоплощенным. На выставке мы можем увидеть его только в рисунках.
Вообще гигантский объем невоплощенных работ, представленный на выставке в эскизах и набросках, впечатляет. Шадр, например, мечтал изваять Аристотеля. Были у него проекты памятника Лермонтову, который как бы возвышается над облаком, - яркая метафора поэту, бывшему поклонником и ставшему жертвой Кавказа!
У Шадра даже самые приземленные темы, вроде барельефа "Борьба с землей", наполнены динамизмом и характерной "полетностью". Он так видел труд. Он сам так всегда работал.