Деревянные боги из чулана. Благодаря ученым-энтузиастам Пермский край сохранил уникальное скульптурное наследие - Российская газета

Деревянные боги из чулана. Благодаря ученым-энтузиастам Пермский край сохранил уникальное скульптурное наследие

Церковные скульптуры

Храмовая скульптура, или пермская деревянная скульптура, которую часто именуют просто пермскими богами, - не только один из главных символов Пермского края, но и предмет национальной гордости и, без всякого сомнения, - оригинальные художественные шедевры мирового уровня. Большинство из них в наши дни хранится и экспонируется в Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ).

"Спас в Темнице". XVIII в. Из церкви Похвалы Богородицы в п. Орел. БИХМ. Фото: КП-596

Уникальные экземпляры пермской деревянной скульптуры, выполненные на высоком профессиональном уровне, выставлялись в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в других городах РФ, а также в Германии, Франции, Японии, Бельгии, Италии. И везде "пермские боги" имели потрясающий успех.

"Саваоф". XIX в. Из церкви свт. Николая Чудотворца в с. Новое Усолье. БИХМ. Фото: КП-3077/63

Пермская деревянная скульптура, которая получила распространение на территории современного Пермского края в XVII-XIX вв., является не только прекрасным образцом восточно-христианского искусства, но и при этом сохранила явно просматривающиеся черты языческой культуры (от финно-угорской культуры идолопоклонников) и даже испытала влияние западноевропейского барокко1.

Утраты и обретения

Особую и важную роль в сборе, формировании и сохранении нашей национальной гордости сыграли первые директора ПГХГ - А.К. Сыропятов (1922-1925) и Н.Н. Серебренников (1925-1949)2.

А.К. Сыропятов (1882-1954).

Деревянные "статуи" пермских богов, резные произведения сакрального смысла в массе своей свозили в Пермь из глухих населенных пунктов Северного Прикамья (Верхнекамья), и доставлять их приходилось в довольно непростых условиях - на санях, телегах, лодках до ближайшей пристани. Плюс к сложностям транспортировки Н.Н. Серебренникову и его учителю А.К. Сыропятову приходилось на местах доказывать ретивым комсомольцам-атеистам непреходящую ценность "пермских богов" для современников и будущих поколений. К сожалению, спасли они тогда не все...

"Никола Можайский" в экспозиции БИХМ. Фото: КП-1236

Препятствовали сбору уникальной коллекции не только местные атеистические власти и общественные деятели (воинствующие безбожники). Образцы деревянной скульптуры нужно было еще нередко отыскать в подвалах, запасниках церквей, на колокольнях, в рухлядных, кладовках и чуланах3, так как канонически Русской православной церковью запрещалось объемное (трехмерное) изображение Христа (в 1722 и 1767 г. Святейший Синод строго запретил подобные изображения, а разрешал лишь его иконическое "плоское" изображение).

Здание музея БИХМ.

От языческих фигур к христианским

Христианизация Перми Великой началась намного позднее, чем в центральной части России (официальное присоединение Перми Великой к Московскому государству состоялось в 1472 году). Новая Пермская епархия была довольно далеко от Москвы, и даже пятый епископ Пермский Иона (умер 6 июня 1470 г.) тоже первоначально с трудом продолжал обращение в христианство язычников коми-пермяков, живших по рекам Кама и Чусовая ("претерпел много лишений и страданий"), пока ему не удалось обратить в христианство одного пермского князя и несколько волхвов4.

Иона, окрестив князя и солидную часть населения Перми Великой, как и епископ Стефан Пермский продолжил борьбу и с идолами, о которых так и было сказано: "Боги были болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные".

"Саваоф". XVIII в. Из Спасо-Преображенского собора в Усолье. БИХМ. Фото: КП-728

Несмотря на запреты и "борьбу с идолами", до наших дней уцелели эти удивительные памятники. После первой экспедиции Н.Н. Серебренникова и А.К. Сыропятова в Пермь было доставлено 195 найденных деревянных скульптур. Всего с 1923 по 1926 г. эти замечательные подвижники отечественной культуры организовали шесть экспедиций, и ими было приобретено 412 отдельных фигур, а в последующие годы коллекция пополнилась еще на треть.

В судьбе ныне известной пермской коллекции самое активное участие принимали теоретик искусства, реставратор, просветитель, художник-живописец, академик АН СССР (1943) И.Э. Грабарь (в 1925 г. был участником экспедиции Н.Н. Серебренникова в Верхнекамье) и нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР (1930) А.В. Луначарский.

И.Э. Грабарь своей жене в августе 1925 г. из Перми писал: "В Пермском музее в течение последних лет организована замечательная выставка деревянной скульптуры XVI-XIX веков из верхнекамских церквей (всего 280 скульптур). Такого обилия и подбора материала нет ни в одном музее... все мы болеем стариной и пленены искусством. А тут его непочатый край"5.

А.В. Луначарский (1875-1933).

А.В. Луначарский, посетив Пермский музей, в книге посетителей оставил такую запись: "Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур...

Нар. ком. по просв[ещению] РСФСР Ан. Луначарский. 11/1 1928"6.

Возвратившись в Москву, А.В. Луначарский в 1928 г. опубликовал в журнале "Советское искусство" большую статью о пермской скульптуре, а Н.Н. Серебренников благодаря А.В. Луначарскому в 1928 г. издал свою книгу "Пермская деревянная скульптура" - до сих пор непревзойденное исследование о пермской деревянной скульптуре7, И.Э. Грабарь отметил, что книга является по существу "первым во всей литературе по русскому искусству опытом сводки наших знаний о русской деревянной скульптуре"8.

"Распятие Христово". XVIII в. БИХМ. Фото: КП-696

У Христа - азиатские черты

К счастью, региональные и центральные музеи в советский период не полностью вывезли редчайшие экспонаты пермских богов из тех населенных пунктов, где они создавались и выполняли свои "функции" в их "первозданной" среде. Это относится и к Березниковскому историко-художественному музею им. И.Ф. Коновалова, в котором хранятся и экспонируются шедевры. Директор сначала Усольского, а затем Березниковского музея Иван Федорович Коновалов (1902-1981) вместе со своими единомышленниками очень много сделал по выявлению, сбору и сохранению уникальных раритетов нашего региона, в том числе памятников пермской деревянной пластики. Благодаря Коновалову и "коноваловским ребятам" в наши дни в БИХМ представлены уникальные образцы пермской деревянной скульптуры, с которыми еще не знакомы широкие круги общественности.

А. Трапезников. И.Ф. Коновалов (1902-1981). Портрет. Фото: Березниковский историко-художественный музей им. И.Ф. Коновалова (БИХМ).

По форме, по сюжетам экземпляры деревянной скульптуры в Березниковском музее тоже связаны с традициями древнерусской резьбы, а сама технология изготовления скульптуры напоминает иконную. Для своих изделий мастера предпочитали сосну и липу, которые обрабатывали с помощью топора и ножа (употреблялись в XVIII в. и тесла, долота, пилы, стамески, буравы, струги и дорожники).

"Святой" со свитком в руках. XVIII-XIX вв. БИХМ. Фото: КП-2817

На поверхность дерева для росписи наносился левкас (меловой грунт), а роспись - яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или "твореным" золотом) и серебрением. Позднее, в XIX в. мастера скульптуры начали расписывать свои произведения и масляной краской.

Ангел из композиции "Спас в Темнице". XVIII в. Из церкви Похвалы Богородицы в п. Орел. БИХМ. Фото: КП-5497-5

В скульптурах привлекает буквально все, и в технике исполнения, и позы, и сюжеты, но особенно лицо Христа с выраженными чертами азиатского типа, так как аборигены Северного Урала - это финно-угры, в нашем случае коми-пермяки, коми-зыряне, ханты (остяки) и вогулы (манси), - отсюда Христос и изображен брюнетом с выраженными азиатскими скулами и глазами.

Коленопреклонный ангел. XIX в. Из церкви свт. Николая Чудотворца в Усолье. БИХМ. Фото: КП-3077/4

Все предметы пермских памятников деревянной резьбы в БИХМ собраны из населенных пунктов современного Березниковского городского округа. Сегодня в БИХМ представлены 34 скульптуры. Все хранящиеся в Березниковском историко-художественном музее произведения деревянной скульптуры, без всякого сомнения, являются важным культурным и художественным феноменом нашего Отечества.

Распятие в экспозиции БИХМ.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы директору БИХМ им. И.Ф. Коновалова С.Ю. Осинниковой, старшему научному сотруднику Э.К. Шеиной и фотографу музея И.Н. Фалько.

  • 1. Пуцко В.Г. Пермская деревянная скульптура в европейском художественном контексте/ Художественная культура Пермского края и ее связи. Материал науч. конф. 21-24 февр. 1989. Пермь, 1992, С.101; Власова О.М. Пермская деревянная скульптура: между Востоком и Западом. Пермь: Книжный мир, 2010. 152 с.: ил.
  • 2. Будрина А.Г., Поликарпова Г.А. Дело всей жизни: Искусствовед Н.Н. Серебренников // Подвижники культуры Серебренниковы: Сборник / Л.С. Кашихин и др. Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. С.166-244. - 250 с.
  • 3. Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. М.: изд-во Советский художник, 1967. 132 с.
  • 4. Иона // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2011. Т. XXV. С. 404-408.
  • 5. Игорь Грабарь в экспедиции по нашему краю. Источник: http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/imena_v_istorii_permskogo_kraja/permskie_bogi/12-1-0-464 (дата обращения 22.08.2021).
  • 6. Цит.по: Любимов Лев. Пермские боги // Новый мир. 1965. N 9. С. 198.
  • 7. Серебренников Н.Н. "Пермская деревянная скульптура", материалы предварительного изучения и опись, 1928 г., Пермский Государственный Областной Музей, Пермь, 213 стр., печати, с картой и 60 иллюстрациями, 6 л. ил.
  • 8. Грабарь И.Э. Н.Н. Серебренников "Пермская деревянная скульптура": [отзыв о книге, вышедшей в 1928 г.] // Материалы по изучению Камского Приуралья. Вып. 2. Пермь, 1930. С. 58-59.