17.01.2023 17:41
Авто

ОСАГО упало до нуля: вместо ремонта выплачивают деньги, которых не хватает

Текст:  Владимир Баршев Гульнара Вахитова
Российская газета - Столичный выпуск: №9 (8954)
Запчасти для иномарок в России найти сложно. Поэтому, возможно по ОСАГО будут платить деньгами. С такой формой возмещениям ущерба, как ремонт машины, становится весьма сложно. Это заявление главы Всероссийского союза страховщиков, а также Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, прозвучавшее в контексте информации о том, что количество страховых случаев, урегулированных с помощью ремонта, упало до нуля, вызвало бурную реакцию не только страхового сообщества, но и законодателей, банкиров, да и обычных граждан.
Цены на машины выросли, на жизнь тоже, а выплаты по ОСАГО не меняются 20 лет. / Сергей Михеев/ РГ
Читать на сайте RG.RU

И всем стало понятно, что все это надо быстро решать. Вчера состоялось совещание участников рынка страхования, на котором все согласились, что нет иного пути (а об этом говорилось неоднократно и раньше), кроме как увеличить сроки ремонта машин, а также использовать бывшие в употреблении детали.

Но эту точку зрения разделяют далеко не все.

"Российская газета" получила комментарий Центробанка, согласно которому мегарегулятор возражает как против первого, так и второго предложения.

А накануне глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил о необходимости обсудить проблему выполнения страховщиками обязанности перед своими клиентами. Речь даже велась о некоем моратории на автогражданку.

Итак, напомним, что страховщики по ОСАГО должны направлять машину на ремонт. В некоторых случаях допускается выплата деньгами. Как не раз заявлял Верховный суд, это возможно только в случаях, предусмотренных законом и по соглашению с автовладельцем.

Согласно данным РСА, в ноябре 2021 года в ремонт было отправлено около 10% машин, пострадавших в ДТП. В феврале 2022-го - около 7%, в октябре - около 0%.

А вообще ситуация с ОСАГО уже давно стала головной болью для автовладельцев. Чуть ли не по четыре раза в год меняются нормативные акты по обязательной страховке. Как в них еще сами страховщики разбираются, непонятно. Цены на полисы растут, а выплаты - нет. И вот на этом фоне случился форс-мажор. С рынка ушел ряд автопроизводителей, но остались автовладельцы с устаревающими машинами. А также оборвались поставки запчастей для этих машин.

Правовые аспекты ОСАГО эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Страховщики, которые ранее приняли такую меру борьбы со страховым мошенничеством, как направление автомобиля на ремонт, увидели, что в новых реалиях выполнить это не могут. Ведь в конечном итоге за соблюдение сроков и качества ремонта именно они несут ответственность. Поэтому они стали отказывать в ремонте. Хотя не перестали возмещать ущерб деньгами. Так что свои обязанности они выполняют.

Глава РСА: направление на ремонт по ОСАГО снизилось до 0, мелкие выплаты - на 15%

Но при выплате деньгами учитывается износ машины. В итоге сократились и общие выплаты страховщиков по ОСАГО в среднем на 15 %. По формуле "деньги вместо ремонта" выходит дешевле.

А еще стоит учитывать размер этого возмещения - не более 400 тысяч рублей. За два года 10-летние машины подорожали в несколько раз. С 300 до 800 тысяч рублей. Запчасти выросли в цене. Некоторые - более чем на 200 процентов, об этом писала "Российская газета". Но за практически 20 лет существования ОСАГО в России лимиты выплат не повышались ни разу. 400 тысяч за повреждение автомобиля и 500 тысяч за вред жизни и здоровью. Даже в других видах обязательного страхования, например, ответственности перевозчика, жизнь пассажира оценивается в четыре раза дороже - 2 миллиона рублей.

В ноябре 2021 года в ремонт было отправлено около 10% машин, пострадавших в ДТП. В феврале 2022-го - около 7%, в октябре - около 0%

Что предлагают страховщики? Они за то, чтобы увеличить выплаты. Но для этого требуются поправки в закон об ОСАГО. А это вопрос к Центробанку и депутатам Госдумы. И такие поправки уже предлагались.

Но эти поправки не прошли. Депутаты забеспокоились, что в результате полисы ОСАГО вырастут до заоблачных цен.

Хотя, как сообщил Евгений Уфимцев, сейчас повышение стоимости полиса на тысячу рублей позволит безболезненно увеличить лимит выплат в 4 раза. То есть с тех самых 500 тысяч за вред здоровью до 2 миллионов.

А с тех самых 400 тысяч за повреждение автомобиля это позволит увеличить лимит? Пока вопрос открытый.

Кстати, корреспонденты "РГ" опросили страховые компании, насколько часто они отправляют машины в ремонт. Откликнулась только одна. По словам директора департамента страховых выплат "АльфаСтрахование" Александра Харагезова, доля урегулирования по ОСАГО в виде ремонта в компании в последние годы невысока.

Но в Центробанке для "Российской газеты" озвучили свою позицию по этому вопросу. Если у страховщика нет договора с сервисом, который может ремонтировать такие машины, то по согласованию с потерпевшим машина может быть направлена на ремонт на другую станцию. Но без гарантии соблюдения сроков, установленных законодательством для ремонта ОСАГО.

При отказе потерпевшего от такого варианта и в связи с невозможностью по объективным причинам отремонтировать машину в установленные сроки натуральное возмещение по закону может быть заменено денежной выплатой.

Снижение доли натурального возмещения в урегулировании убытков в ОСАГО с 9% в среднем за 2021 год до примерно 5% в 2022 году - это естественное следствие возникшего на рынке дефицита запчастей и комплектующих.

При этом Банк России не поддерживает предложенные страховщиками инициативы. Увеличение сроков ремонта по ОСАГО, считают в Центробанке, может привести к невозможности эксплуатации автомобиля в течение долгого времени. А разрешение использовать при ремонте поврежденных машин бывшие в употреблении запчасти - к снижению уровня безопасности на дорогах.

Впрочем, следует отметить, что характер обращений, которые поступают в Банк России о натуральном возмещении по ОСАГО, свидетельствует, что страховым компаниям удалось найти варианты решения вопросов урегулирования убытков.

Проблемы с запчастями заставляют сервисы отказываться от ремонта. Страховщики расплачиваются. / EPA
Мнения

Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов":

- Страховые компании сильно зарегулированы в плане использования запчастей. Чем больше регулирования, тем больше ситуаций, когда ремонт падает до нуля. У них единственный вариант - дать деньги, чтобы автовладелец сам решил свои проблемы. Если компания будет применять восстановленные детали, то ее засудят.

Регулирование работало, когда все было хорошо с запчастями, и перестало работать, когда стало плохо. Причем страховые компании стали сейчас даже выплачивать больше. Страховщики стараются минимизировать свои риски.

Автомобили по ОСАГО вновь предложили ремонтировать б/у запчастями

Что еще надо сделать? Безусловно, надо отменять амортизацию, то есть выплачивать полную сумму ущерба. За это в опросе автомобилистов высказывается 91 процент участников. Машины подорожали, 400 тысяч не покрывает даже средний ущерб в ДТП. А жизнь и здоровье - тем более.

Реформы в ОСАГО чего угодно касаются, только не выплат. Как минимум до миллиона рублей надо поднимать их по машинам. Если государство опасается, что люди будут против, то можно сделать это в виде добровольной опции. Хочет человек - расширяет страховку. Не хочет - нет. Я бы этим расширением воспользовался.

Ольга Любарская, старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний "Эксперт РА":

- Доля направлений на ремонт снизилась из-за дефицита необходимых для ремонта запасных частей, сложностей с их логистикой и непредсказуемостью сроков поставок. В таких условиях завершить ремонтные работы в срок, отведенный законом, практически невозможно. Поэтому страховщикам остается только заменить вид возмещения с натурального на денежный, что позволяет избежать нарушений и штрафов. Кроме того, выплата клиенту денег вместо ремонта при текущих волатильных ценах на запасные части в ряде случаев может оказаться для страховщика более благоприятным с точки зрения экономики.

Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ:

- По результатам исследования, которое мы проводили в ноябре прошлого года, действительно около 90% автовладельцев обращаются за деньгами, а не за ремонтом. Причина - ремонт долог, нужно ждать запчасти. Плюс может не хватать оригинальных запчастей, будут ставить неоригинальные - или восстановленные, или бывшие в употреблении.

Считают по справочникам средних цен, который уточняли в 2022 году несколько раз. Во многих случаях хватает. А в ряде случаев - с лихвой. Если взять праворульные автомобили, в справочнике они будут выглядеть довольно дорого, а человек во Владивостоке возьмет с "Зеленого угла" что-нибудь дешевое с разборки.

Существенная часть выгодоприобретателей предпочитают вообще не ремонтировать, если это не влияет на безопасность вождения.

Нужно в законодательстве прописать возможность использования восстановленных запчастей. Мера не самая популярная, но все признают, что лучше так, чем ждать. Это потребует изменений и в законодательстве, и нормативной базе. Надо учесть возможность использования запчастей, соответствующих возрасту автомобиля. Здесь есть некая справедливость.

Подготовили Гульнара Вахитова, Владимир Баршев

Страхование