Кроме того, с начала февральских событий об уходе объявили 23 иностранных бренда, однако не все из них прекратили функционировать окончательно: некоторые продолжают работать или продавать остатки продукции, а есть и те, которые могут вернуться на рынок под другими именами. Так, было зафиксировано 25 "переоткрытий" под новыми брендами ретейлеров после приостановки операционной деятельности.
За минувший год были открыты моно-бутик Vilhelm Parfumerie в формате стрит-ретейла (Москва), первый магазин китайской спортивной одежды и обуви бренда Li-Ning в ТРЦ "Галерея Краснодар" (Краснодар), а также еще один китайский бренд спортивной одежды Anta Sports ТЦ в "Центральный" (Чита).
Турецкая марка одежды Perspective, вышедшая на российский рынок весной 2022 года, располагает уже пятью магазинами в торговых центрах России. В ТРЦ "МореМолл" (Сочи) был открыт первый бренд итальянской одежды Ruck&Maul.
Кроме того, в течение года были запущены первые магазины крупных турецких сетей EFOR, Ipekyol, Twist, Enza Home. Лидирующая сеть кофеен Казахстана и Узбекистана Coffee Boom открыла первое заведение в ТРЦ "Океания".
"Первую половину года рынок находился в состоянии острой неопределенности, игроки оценивали ситуацию и пытались сформировать план действий и дальнейшего развития, что замедлило выход новых ретейлеров, - отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. - Несмотря на то, что с апреля наблюдается частичный ребрендинг международных компаний, первые важные перемены в структуре сегмента произошли к концу лета, когда арендодатели и арендаторы стали переходить от ожидания к принятию конкретных решений".
Было зафиксировано 25 "переоткрытий" под новыми брендами ретейлеров после приостановки операционной деятельности: L'Occitane ("Л'Окситан"), "OBI" (ОБИ), McDonald's ("Вкусно и точка"), бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (RE, CR, M, "Син", "Хс"), CCC (Obuv), Mango и др. Некоторые ретейлеры, несмотря на объявление об уходе, вернулись на рынок под новыми именами, некоторые из них могут вернуться в ближайшем будущем.
О дальнейших планах развития в России заявляли многие бренды, например китайский бренд одежды Li-Ning, который уже открыл свою первый магазин в ТРЦ "Галерея Краснодар" в первом полугодии 2022 года. Некоторые казахстанские бренды - Marwin by Meloman, Kipri, Coffee Boom - также присматриваются к российскому рынку, как и белорусские (Nelva, Milavitsa и Mark Formelle).
Emka работает над расширением сети магазинов и к 2024 году планируют утроить количество магазинов. Melon Fashion Group работает над расширением ассортимента и новыми линиями одежды и аксессуаров для увеличения площадей магазинов: ZARINA - 600-800 кв. м, Befree - до 2 500 кв. м, LOVE REPUBLIC - 500-700 кв. м, Sela - 700-900 кв. м. Arya Home ищет форматы площадью 150-200 кв. м для открытия новых магазинов. Основатель сети премиальных салонов оптики "Слепая курица" в 2023 году планирует открыть люксовый универмаг в ТРЦ "Афимолл", компания Cook House заявила об активном развитии по всей России по системе франчайзинга.
В 2023 году, по мнению Хакбердиевой, на российский рынок выйдет не меньше операторов, чем в 2022 году, так как продолжаются активные переговоры с турецкими брендами, и ретейлеры из стран СНГ проявляют интерес к российскому рынку.
Согласно базовому сценарию, рынок торговой недвижимости продолжит свое развитие на уровне 2022 года, а следовательно, преждевременно говорить о быстром восстановлении сегмента. Возможно снижение уровня вакантности, однако показатель не сократится до значений 2019-2022 годов, а будет снижаться плавно. Некоторое время вакантность будет держаться на уровне 15-16%, в том числе, если на рынок выйдут новые торговые центры арендопригодной площадью более 20 тыс. кв. м, которые в среднесрочной перспективе станут заполоняться новыми арендаторами.
По консервативному сценарию, продолжится уход международных брендов с рынка - как под давлением глобальных офисов, так и в связи с ухудшением экономической ситуации и со снижением объемов потребления. При таком сценарии средний уровень вакантности столичных ТЦ может вырасти до 17-18%, если не будут проработаны альтернативные пути заполнения пустующих площадок.