Цифровая экспозиция стала логическим продолжением фронтовой фотовыставки "Донбас-2022", которая открылась в зале Президентской библиотеки в ноябре минувшего года при поддержке Союза журналистов России. А свое начало выставка получила в июне в редакции "Российской газеты" в Москве. Затем отобранные кадры представляли зрителям в Краснодаре и в Сочи на форуме Союза журналистов России. Также ее посмотрели в Великом Новгороде, Старой Руссе, Самаре, Оренбурге, Ставрополе, а 18 января 2023 года она открылась в Нальчике - в Кабардино-Балкарском аграрном университете.
В фонде Президентской библиотеки хранится множество материалов, посвященных военной тематике, и главная задача учреждения - беречь историю России на основе документов и архивных материалов, без домыслов и искажения исторических фактов. В пылающем Донбассе военкор провел много месяцев, поэтому его снимки правдиво отображают жизнь израненных городов и поселков - Мариуполь, Донецк, Волноваха, Лисичанск, Луганск и другие.
Фотографии военкора "РГ" Владимира Аносова разместили на портале Президентской библиотекиИ хотя требования политкорректности исключают показ особо жестоких кадров, сдержанные работы также потрясают зрителя своей откровенностью и… историей. Например, на кадре "Благодарим!" - военнослужащий в каске. На ней - слова благодарности и пожелания "Выживите!" от мариупольцев. И это не постановка. Жители освобожденных территорий действительно порой пишут столь пронзительные слова на касках своих освободителей.
Другое фото: "Предводитель коз". Пожилой мужчина с белыми от седины волосами в инвалидной коляске на фоне практически полностью разрушенного дома. Рядом с ним, словно призраки мирного времени, щиплют траву коза и козленок. Мужчина улыбается, радуясь просто хорошей мартовской погоде. А вот танк в Северодонецке, спрятанный украинскими военными под аркой многоэтажки и в прямом смысле слова державший ее жителей в заложниках.
Владимир Александрович много лет трудится в Краснодарском филиале "Российской газеты". По его признанию, фотографией он увлекался еще с детства. С объективом не расставался и в годы службы офицером в войсках ВВС РФ. Только после ухода из армии он смог полностью посвятить себя хобби, превратившись со временем в настоящего профессионала. В качестве корреспондента он освещал вооруженный конфликт в Южной Осетии в 2008 году, регулярно ездил в Донбасс после 2014 года. И сейчас, как только начались боевые действия, Владимир отправился в командировку добровольцем. А еще он уверен: в это непростое время журналисту важно не только проявлять мужество и мастерство, но и уметь сострадать.
- Трудно понять войну, пока не увидишь ее собственными глазами - люди во многих разрушенных кварталах более месяца выживали в подвалах без еды, света и воды. И обязанность фотожурналиста не только снимать, но и помогать жителям. С кем-то мы делились продуктами, кого-то вывозили в безопасные районы, - нередко рассказывал он по возвращении.
В рамках выставок военкор не раз проводил мастер-классы фронтовой журналистики для студентов ведущих вузов регионов. По признанию ребят, в эти дни такое общение дорогого стоит.
- Считаю, работу Владимира Аносова вполне можно приравнивать к подвигу, потому что он показывает трагические реалии, но при этом сохраняет человечность, - поделилась впечатлением о выставке в Ставрополе студентка первого факультета журналистики Северо-Кавказского федерального университета Алина Чиркова. - Мы не можем своими глазами увидеть, что там происходит, но репортер передает все через свои снимки. Меня тронули истории, которые он запечатлел.
Военная выправка очень помогает корреспонденту в обустройстве полевого быта - от этого зависит успех всей работы. Важна любая мелочь: и умение носить подолгу бронежилет и сумку с фотоаппаратурой, и крепкая туристическая обувь, и осторожность при передвижении в прошиваемых огнем противника районах.
- В поездки всегда старался отправляться с сопровождающим - сотрудником администрации либо военным, - рассказывает Владимир Аносов. - Дело в том, что даже после освобождения Мариуполя сразу передвигаться по его улицам было небезопасно. Люди зачастую обозлены долгими лишениями, и когда их снимаешь во дворах, как они готовят еду на кострах, кто-то не выдерживает, набрасывается с угрозами. Помню, во время съемки один немолодой мужчина вдруг кинулся ко мне со словами: "Мы что, в зоопарке, зачем нас снимаете?" Я попытался его успокоить, но он убежал жаловаться военным, которые стояли с техникой неподалеку. Подошли молодые бойцы, проверили документы. Разговорились. Попросили снять их на память для своих родных. Выяснилось, один из парней родом из Краснодара. Я, конечно, пообещал ему передать фотокарточки отцу, как только вернусь домой. К моей печали, этот снимок стал последним, отец увидел его уже после похорон сына... А всего-то прошло несколько недель.
Теперь работы военкора "РГ" - а это более двухсот отобранных снимков с подробными описаниями - могут увидеть из любой точки мира все пользователи Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Кадры фотокорреспондента "РГ" Владимира Аносова из зоны спецоперации