Они подолгу всматривались в каждую фотографию, кто-то украдкой смахивал слезы, кто-то размышлял вслух. Все понимали: эти снимки сделаны с риском для жизни и передают то, что невозможно описать словами. В каждом кадре - боль, шок, сопереживание, отвага, надежда. "Первый хлеб": житель разрушенного села бережно держит в руках две буханки у стены, изрешеченной пулями. "Спасение с небес": настоятель Свято-Преображенской церкви в Волновахе отец Александр смотрит в объектив у алтаря, в который попала мина, но все иконы чудом сохранились. "Предводитель коз": мужчина в коляске блаженно улыбается в окружении козочек на фоне руин большого дома. И таких пронзительных фото - десятки.
- На этих снимках запечатлены события последних месяцев, происходившие в Донецке, Мариуполе, Волновахе, Лисичанске, Луганске и других, теперь уже российских городах, - отметила директор Северо-Западного филиала "РГ" Анжелика Гурская, открывая выставку "Донбасс-2022". - Мы отбирали самые щадящие кадры в категории "12+". Но и это пронзительно откровенные и порой жесткие снимки. Их автор - наш коллега Владимир Аносов - бывший кадровый военный, майор запаса. Он окончил военное училище, служил в авиации, участвовал в двух военных кампаниях, а в журналистику пришел уже после увольнения из рядов вооруженных сил. Володя уже 16 лет работает в кубанском филиале "РГ". Как только началась спецоперация, он тут же написал заявление с просьбой отправить его на Донбасс.
И это не первая его горячая точка: в 2008 году Аносов работал в Цхинвале, а с 2015-го несколько раз бывал в ДНР. К сожалению, сам военкор не смог приехать в Северную столицу - готовится к очередной командировке в зону СВО. Но он записал видеообращение к посетителям выставки:
- На ней представлено лишь небольшое число фотографий. На самом деле за более чем пять месяцев на Донбассе и Луганщине у меня снято почти два терабайта фото. Вместе с коллегами мы старались показать не только работу военных, но и жизнь на освобожденных территориях. Чтобы люди смогли увидеть и подвиг, и ту человеческую историю, которую очень трудно передать, не побывав на месте и не поняв, что там происходит на самом деле. И очень важно, что теперь эта выставка отправилась по разным регионам России, - отметил Владимир Аносов.
Он снимал и в тылу, и на передовой линии, в окопах. Спрашивал у местных жителей разрешения зайти с камерой к ним в дом, а они делились с ним своими бедами. По словам военкора, он никогда не сталкивался с негативом - все понимали: у него такая работа.
Петербургская выставка открылась при поддержке Союза журналистов России. Председатель Краснодарского отделения СЖР Диана Горбань в своем видеоприветствии рассказала, что Владимир Аносов - не единственный представитель кубанских СМИ, работающий в зоне СВО, но только он провел там целых полгода. "Мы очень гордимся нашим коллегой и надеемся, что фотовыставка в Петербурге будет оценена жителями и гостями города", - подчеркнула Диана Горбань.
Известный петербургский журналист и политолог Юрий Светов, автор книги о военных корреспондентах Великой Отечественной войны отметил, что Владимир Аносов продолжает их традиции.
- В те годы на всех фронтах работали 9 тысяч советских военных журналистов. Мне удалось восстановить фамилии и места службы 256фотокорреспондентов. Из них 29 погибли. Их сбивали на самолетах, убивали при бомбежках, а знаменитый фотокор Павел Трошкин был убит бандеровцами на западной Украине, - рассказал Юрий Светов.
Еще до открытия выставки в Домжуре представленные на ней фотографии были опубликованы в газете "Офицерский сплав" - издании Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР). Руководитель регионального представительства этой организации в СЗФО и Западном военном округе, ветеран боевых действий, полковник Юрий Кленов также высоко оценил фотографии Владимира Аносова. "Мне не раз приходилось обеспечивать работу журналистов в боевых условиях, в горячих точках. Знаю, насколько непросто им там приходится", - отметил ветеран.
На открытии фотовыставки "Донбасс-2022" произошло еще одно знаковое событие - передача освященных знамен-хоругвей с ликами святых бойцам в зону СВО. Одно из них - знамя с ликом Святого благоверного князя Александра Невского - военкоры "РГ" доставят в легендарный артиллерийский дивизион, в котором служила герой России, гвардии полковник Ольга Качура (ее портрет можно увидеть на выставке). Другое знамя - с ликом Спаса Нерукотворного - будет передано в тот самый Свято-Преображенский храм Волновахи, также запечатленный Владимиром Аносовым. "РГ" помогает его восстанавливать - на это собрано уже полмиллиона рублей, и сбор продолжается.
- В последнее время очень многие говорят о суверенитете. Но мало кто отмечает, что суверенитет начинается с ответов на вопросы: кто такой человек, зачем он здесь и куда он идет? Если в мирной жизни мы не всегда это понимаем, то в зоне боевых действий люди прекрасно знают, за что они готовы умереть. Это знала Ольга Качура. И это понимание делает человека человеком, - обратился к собравшимся клирик петербургского храма святых Петра и Февронии, отец Александр Шепиль, один из организаторов благотворительной акции "Знамя на фронт", проводимой под патронатом благотворительного фонда "Под Покровом Царицы Небесной".
Среди посетителей выставки был прихожанин этого храма Георгий Михненок, который в сентябре вернулся из зоны СВО. Обычный водитель питерского автобуса в марте отправился туда добровольцем. В августе он получил медаль "За отвагу".
- Эта фотовыставка сполна отражает то, что там происходит сейчас, - поделился он впечатлениями. - Чувствуется, что работал мастер фотографии, даю высочайшую оценку его снимкам. И такие выставки очень нужны. Вернувшись, я был поражен тем, что многие не понимают всего значения происходящего.
А церемония открытия выставки завершилась на музыкальной ноте: солист ансамбля песни и пляски Северо-Западного округа войск Национальной гвардии России Роман Вишняков под аккомпанемент Алексея Виноградова исполнил знаменитую песню о шахтерах "Спят курганы темные". Она была написана в 1939 году поэтом Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским. В Великую Отечественную эта песня стала гимном тех, кто оставил мирный труд и взял в руки оружие, чтобы защитить страну. В 1942 году в оккупированной Одессе румынские власти запретили ее исполнение. Нарушение запрета каралось принудительными работами на срок до 25 лет.
Впервые выставка Владимира Аносова открылась в июне этого года в московской редакции "Российской газеты". Затем, уже дополненная новыми работами, она начала работу в Краснодаре. В сентябре ее увидели участники XXVI Форума современной журналистики "Вся Россия" в Сочи.
В петербургском Доме журналиста выставка будет представлена до 28 октября. Оттуда она переедет в Президентскую библиотеку, а затем отправится в другие регионы Северо-Запада.
Владимир Рябовол, председатель комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации администрации Санкт-Петербурга:
- Сложно переоценить тот путь, который был пройден Владимиром Аносовым с фотоаппаратом в руках по местам, оказавшимся в тяжелом положении. Сегодня очень важно показать правду тем, кто, может быть, еще в чем-то сомневается. В этом отношении труд фотографа очень важен. Я сам немного увлекаюсь фотографией и понимаю, что значит сделать такие снимки. Это не просто умение нажимать кнопку. Это умение видеть, остро чувствовать, способность разглядеть человека и его отношение к происходящему. Это большой серьезный труд, заслуживающий глубокого уважения.