19.01.2023 17:40
Экономика

Писатель Алексей Варламов: Мошенники психологическим давлением и вежливостью проворачивают свои схемы

Текст:  Елена Кухтенкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №12 (8957)
Читать на сайте RG.RU

Алексей Варламов, писатель

Борьба с телефонным мошенничеством идет - это позитивная новость. Все, что делается в интересах защиты людей от всяческих мошенников и террористов, - прекрасная инициатива. "РГ" пишет, что сотовые компании, через которые будут совершаться анонимные звонки, лишатся лицензии.

Я сам как-то раз чуть ли не стал жертвой телефонного мошенничества. Мне позвонила женщина якобы из банка и жестким тоном со мной стала разговаривать: дескать, вы такой-то такой-то? Час тому назад кто-то взял кредит от вашего имени. Я, честно говоря, напрягся. Но дело в том, что я являюсь клиентом Сбербанка, и в самый последний момент сказал ей: "Спасибо вам большое, но можно я позвоню в мой банк и уточню, как это произошло?"

Причем тогда случаи телефонного мошенничества только начинались и еще не было столь частых предупреждений о возможных махинациях сетевых жуликов. Мне просто что-то подсказало, какой-то внутренний голос, что надо перепроверить. А женщина эта не унималась: "Зачем вам звонить в Сбербанк, я звоню из Сбербанка". Но я настаивал на своем: "Скорее всего, все, что вы говорите, правильно, но я на всякий случай все-таки наберу туда". После этого она раздраженно бросила трубку. И в банке мне усталым, равнодушным голосом сказали: "Да это просто телефонная аферистка, вы ей сообщили что-нибудь?" Слава богу, ничего не сообщал.

И тогда я впервые понял, как мошенники психологическим давлением и вежливостью проворачивают свои схемы. В тот момент еще ни про какие звонки из тюрем никто не знал, и это был действительно эффект какой-то неожиданности. Было сомнение: мало ли, а вдруг действительно использовали мои данные? И когда мне звонили после этого сто пятьдесят раз, я всех сразу распознавал. Конечно, у этой женщины такой голос был профессиональный, потом было понятно, что звонили дилетанты, а она из тех, кто может из человека вытрясти нужную информацию и деньги.

Мне кажется, здесь самый хороший совет - перезвони в банк, уточни, переспроси, думай холодной головой, там тебе все объяснят. Я даже сейчас сомневаюсь, вы разговариваете со мной из редакции или еще откуда-то. Шучу, конечно. Сейчас же пранкеры разные встречаются, все что угодно может быть. Мобильный телефон - вещь очень удобная, но, как и всякий многофункциональный инструмент, он имеет оборотную сторону.

Новый вид мошенничества с автосервисами появился в России

Кстати, сегодня мошенники и карманники водятся в основном в интернете. А у меня очень давно, в 90-е годы, все-таки произошла ситуация, когда я попался на обман. Я тогда поехал на оптовый рынок, чтобы купить аккумулятор для машины. Тогда еще не было всяких автосервисов, специализированных магазинов, все покупалось на диких, стихийных рынках, и располагались они в Москве на Южнопортовой улице. И я там увидел, как какой-то уличный факир показывает фокусы с шариками.

И он вдруг меня спрашивает: "Мужчина, под каким стаканчиком шарик?" А стаканы просвечиваются, и я говорю: "Ну под этим". Он аплодирует: "Отлично, вы угадали, вам полагается столько-то денег". Я говорю: "Ну хорошо". А он: "Только для того, чтобы я вам отдал выигранное, вы мне должны показать, что у вас есть деньги, что вы можете играть на рубли".

Конечно, у меня были с собой деньги, я достаю пачку, которую припас на покупку аккумулятора. Он берет у меня ее из рук: дескать, вот теперь мы сыграем по-настоящему. И не отдает. В результате я остался без денег, стал возмущаться. Вдруг появился милиционер, который молча на все это посмотрел, но не придал ситуации никакого значения. А мошенник мне этот еще и сказал: "Катись отсюда, лох". Я впервые услышал это слово "лох", был еще совсем юный. Но новое слово мне вскоре пригодилось: работая над своим первым романом, я вспомнил эту сцену и вставил ее в сюжет, а роман назвал "Лох". И решил, что я таким образом компенсировал свой проигрыш, потому что гонорар за этот роман составлял примерно столько, сколько я потерял на рынке.

Связь Криминал