В отличие от привычных кондукторов, агенты пермского гортранса появляться в общественном транспорте будут не всегда. Их планируется использовать на тех маршрутах, где больше всего пассажиров и низкая собираемость денег за проезд. Городской департамент транспорта постоянно исследует пассажиропоток. Его работники определили маршруты, где больше всего безбилетников. Именно с ними и станут работать агенты гортранса.
- Например, они будут работать не на начальных остановках, когда люди только сели в автобус, а на определенных участках маршрута. Также это будет актуально в вечерние часы, когда пассажиры начинают платить не так тщательно, как днем, - пояснил первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин.
Пермские власти несколько лет проводят транспортную реформу, но в погоне за новшествами чиновники явно хватили через край, когда принялись сокращать кондукторов. Они и билеты продавали, и с "зайцами" успешно боролись. Бывало, что и автобусы останавливались, пока упрямый безбилетник не оплатит проезд или не выйдет. Сейчас такого почти нет. Большинство пассажиров оплачивает поездку с помощью валидаторов или мобильных приложений. Это современно и модно, но привело к тому, что безбилетников стало больше.
Не помогают и контролеры. Их, кстати, ввели в Перми после сокращения кондукторов. А убрали тех для уменьшения расходов. Но появление контролеров вызвало насмешки и непонимание горожан, дескать, зачем было убирать кондукторов. Проверки автобусов и трамваев идут постоянно, но "зайцев" меньше не становится.
- Когда мы внедряли бескондукторную систему оплаты проезда, то, конечно, понимали, что будут случаи недосбора оплаты, - говорит начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин. - Как мы и прогнозировали, сейчас процент безбилетников на бескондукторных маршрутах составляет 18 процентов. По нашим расчетам, точечная работа специалистов, которые будут продавать билеты на наиболее проблемных участках, позволит снизить этот показатель.
На этой неделе чиновники прояснили, что будут представлять из себя "агенты по сбору оплаты проезда". В администрации Перми сообщили "РГ", что их наймет на работу некий подрядчик, который будет работать по договору с гортрансом. Какими полномочиями будут обладать новые кондукторы, пока неизвестно. Их главная задача - продавать билеты, но в то же время следить за тем, чтобы пассажиры оплачивали проезд по валидатору или у водителя.
Агенты появятся в автобусах и трамваях Перми в апреле. Эксперимент продлится полгода.