В 2022 году товарооборот между Россией и Китаем уже вырос на 29,3% и впервые превысил 190 млрд долларов, сообщило Главное таможенное управление КНР. Китай нарастил поставки в Россию на 12,8% - до 76,12 млрд долларов, Россия увеличила продажи своих товаров восточному соседу сразу на 43,4% - до 114,15 млрд долларов.
В I квартале 2023 года товарооборот может вырасти еще минимум на 10%, даже несмотря на то, что 22 января в Китае будет отмечаться Праздник весны (китайский новый год) и предприятия уйдут на каникулы, говорит врио директора Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов. "По окончании года мы нарастим показатели до 15% и выйдем на цифру в 200 и более миллиардов долларов. Таким образом мы опередим наши же планы", - отметил эксперт.
Поспособствует этому снятие с 8 января антиковидных ограничений в Китае, которые действовали на протяжении трех лет. Всего на российском Дальнем Востоке существует 10 погранпереходов с КНР. Перевозка грузов по сухопутным коридорам будет идти регулярно и беспрепятственно, отмечает эксперт.
По словам директора Института торговой политики НИУ ВШЭ Александра Данильцева, в первые 11 месяцев 2022 года, по данным китайской статистики, структура российского экспорта в Китай оставалась традиционной. Около 74% пришлось на энергоносители, примерно по 3-3,5% - на руды и цветные металлы, древесину, а также рыбу, мясо и бакалею. Кроме того, существенную роль играла металлургическая и химическая продукция. Из сельскохозяйственных продуктов можно отметить мясо и растительные масла.
Поставки этих товаров будут увеличиваться и в 2023 году. Смягчение антиковидных ограничений поможет заново выстроить в свое время нарушенные логистические цепочки. В первую очередь за счет улучшения условий перевозки будут расти поставки готовых продуктов питания и сельскохозяйственных товаров. "Причем это как полуфабрикаты, так и готовые продукты. То есть как зерно, так и мука. Китайцы считают, что наши продукты очень экологичны, этим и объяснима их популярность в стране", - говорит Маслов.
В целом хорошие перспективы развития сотрудничества в таких областях, как туризм, аэрокосмической промышленности. Также перспективный сектор сельское хозяйство, считает Данильцев.
Встречное движение будут стимулировать антироссийские санкции. Из Китая в этом году станет больше ввозиться бытовой и спецтехники, а также легковых автомобилей. Это связано с уходом крупных западных брендов с российского рынка в 2022 году.
"Из КНР будет увеличиваться поставка машин, технологических линий для производств, а также потребительских товаров в рамках развития программ параллельного импорта. Китай становится главным поставщиком в Россию тех изделий, которые мы раньше получали из Европы, - от компьютеров и смартфонов до автомобилей и запчастей для производств", - заметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.