23.01.2023 18:59
Культура

В Петербурге поставили современную притчу Константина Стешика о двух друзьях в жанре роуд-муви

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Санкт-Петербургский театр "Суббота" представил премьеру - спектакль "Друг мой". Пьесу лидера белорусской драмы новой волны Константина Стешика, написанную в 2020 году, поставил главный режиссер Андрей Сидельников.
/ пресс-служба театра "Суббота"
Читать на сайте RG.RU

Два друга выходят ночью на улицу: один - подышать свежим воздухом, другой - стрельнуть сигаретку. Главных героев играют ведущие актеры "Субботы" - Иван Байкалов и Владислав Демьяненко.

"Пошли пройдёмся, сказал мне друг. Пошли, сказал я. Мы вышли на улицу, на улице шёл дождь. Я вернусь за шапкой, сказал я, а то голова замёрзнет. Да ну, сказал друг, мы быстро. Сейчас сигарету стрельнём и назад, сказал друг. Бросай курить, сказал я. Бросай говорить мне, что делать, сказал друг. И улыбнулся..." - так построена пьеса, скорее, рассказ от первого лица. Но в театре монолог распределен между восемью артистами.

Режиссер рассказал "РГ" о постановке.

Заходишь в зрительный зал и видишь на экранах глаз, крупным планом. Что вы в это вкладываете?

"Шекспир Замоскворечья". В театре "На Литейном" появилось новое прочтение известной пьесы Островского "На всякого мудреца довольно простоты"

Андрей Сидельников: Вся наша жизнь сегодня зафиксирована: фото, селфи, видео, навигаторы, голосовые помощники на наших гаджетах, съемки уличных камер, посты в соцсетях. Личное пространство человека очень сильно сузилось. Все время кто-то наблюдает, подсматривает за нами. И никуда не спрятаться от этого. В каждой квартире - телевизоры, телефоны, компьютеры, камеры… Многие зрители прекрасно понимают эту метафору, которую можно трактовать и не так бытово, на самом деле.

Современная притча в жанре роуд-муви - так определен жанр спектакля...

Андрей Сидельников: Да, герои путешествуют сквозь ночь, с ними происходят разные происшествия. И наконец приходят в утро и понимают, что это было путешествие души. Вообще это путешествие - поединок с самим собой. Один из героев, одна сторона нашего "я", не хочет никому помогать, он хочет просто жить и не вникать ни в чьи проблемы. И все время спорит с другом: зачем кому-то помогать? Помогать тем, кто им встречается в этой ночи. А другой с ним не согласен и помогает всем. В финале друг, который приходит на помощь всем, уходит, исчезает. Как все лучшее в человеке. А второй - никому не нужный, без семьи, без детей, старый, проживший бесполезную жизнь, остается. Все это происходит за одну ночь, которая оказалась длиною в жизнь.

Чем вас привлекла эта пьеса-монолог (моно - обозначено и у автора)?

В петербургском ТЮЗе ставят пьесу Ярославы Пулинович о Николеньке Иртеньеве

Андрей Сидельников: Темы одиночества, страха, потери себя. У одного из персонажей пьесы, потерявшего семью (Крепкий парень), есть ключевой монолог о том, что жизнь прекрасна только в детстве и в молодости, а потом начинаются расставания с близкими и родными, жизнь забирает все.

Я часто вижу после спектакля растерянные лица, задумчивые. Зрители уходят не на драйве, как после "Ревизора" или "#ПрощайИюнь", некоторых других наших спектаклей. Но спектакль "Друг мой" - для того, чтобы задуматься, заглянуть внутрь себя и попробовать не убить в себе того хорошего друга, которого в итоге теряет герой пьесы Константина Стешика.

/ Пресс-служба театра "Суббота"

Тем временем

Театр "Суббота" провел в эти дни IV Международный конкурс коротких пьес Stories. В фестивальную программу вошли шесть пьес. Эскизы спектаклей публике представили режиссеры из Челябинска, Еревана, Самары, Ижевска, Красноярского края, Перми. В конкурсной программе 2022 года участвовали больше четырехсот пьес.

Прямая речь

Константин Стешик, драматург:

- "Друг мой" - это монопьеса, написанная специально для театра. Помимо "Субботы" этот текст поставлен в МХТ имени Чехова, в Камчатском театре драмы и комедии и других. Я давно хотел написать текст про двух друзей, путешествующих по ночному городу, но сложился, оформился в пьесу "Друг мой" только недавно. Можно сказать, что этот текст - результат многих лет жизни в постсоветском спальном районе Минска.

Драматический театр Санкт-Петербург