Стало быть, закончилась эпопея острова невезения, который с июля прошлого года оставался без транспортного сообщения. Сроки окончания ремонта плашкоута переносились, а заменить его в морском крае, где строят (!) суда, было нечем.
- Сложность возникла ввиду сильной изношенности корпуса "СП-Путятин", а также большого объема работ по ремонту главных двигателей, - объяснял положение дел Александр Баранов, глава ЗАТО Фокино, к которому административно относится остров.
Минус чиновник, плюс уголовное дело
За эти полгода без транспортной связи с большой землей островитяне успели написать письмо о своих злоключениях президенту России. Следственное управление СК РФ по региону возбудило уголовное дело по факту остановки сообщения с островом Путятина. Пока судно было на ремонте, администрация ЗАТО предоставила перевозчику четыре субсидии на общую сумму 14,5 миллиона рублей для выполнения тех самых не осуществляемых перевозок. Сюжет об этом попал на телевидение, и глава центрального аппарата СК РФ Александр Бастрыкин поставил уголовное дело о халатности чиновников на контроль.
За эти полгода потерял работу заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства края Григорий Плотницкий, который должен был организовать сообщение с островом до конца ушедшего года, да не смог. Был послан заместитель председателя правительства Приморья Валерий Прокопчук, который ежедневно докладывал губернатору Олегу Кожемяко о ситуации.
- Плашкоут вышел из ремонта. Он отремонтирован неплохо. Заменили двигатели. У меня был специалист, который находился на этой барже, следил, как все происходит, - позже на встрече с жителями острова сказал Кожемяко.
Словом, многие были при деле. Но вот спасти заболевшую 35-летнюю жительницу острова, многодетную мать, не смогли. Местный фельдшер подозревала у женщины острый панкреатит и рекомендовала стационарное лечение. Больную хотели было транспортировать на материк с помощью баржи или вертолета, но, как назло, в этот день бушевал шторм - поднялись ветер и трехметровые волны. Помогли военные Тихоокеанского флота, предоставив буксир. Но время оказалось потеряно. У женщины остались трое детей, муж и родители.
Скромные требования островитян
На отремонтированном плашкоуте на остров отправился глава края. На встрече с ним жители сообщили о необходимости увеличить число перевозок: трижды в день недостаточно, требуется как минимум четыре раза. Нужна реконструкция причалов как на острове, так и в поселке Дунай, откуда ходит судно.
Островитяне попросили трактор - губернатор обещал новый "Беларус". Сказали, что нужен грейдер, чтобы оперативно проводить дорожные работы. "Переговорю с "Примавтодором", дадим грейдер", - заверил Олег Кожемяко. Фельдшер заявила о надобности санитарной машины. "Привезу", - был краток глава края.
Еще на острове теперь есть свой "губернатор". Назначен на месяц.
- Мы здесь закрепили специалиста - и. о. заместителя министра транспорта Приморского края Сергея Цыбулина. Нужно наладить работу, в том числе связанную с обустройством пирсов. Посмотреть, как будет ходить баржа. Проблем немало, но шаг за шагом мы можем стабилизировать ситуацию, - заверил Кожемяко.
Однако на острове теперь нет главы поселка Путятин, которая написала заявление об увольнении по собственному желанию.
Без сомнений, дыры будут залатаны, проблемы островитян минимизированы. До следующей (типун мне на язык) поломки плашкоута. Главное в том, что нет никакого - перспективного или любого другого - плана, как использовать остров в экономике края. Даже рекреационного, несмотря на все красоты Путятина. Что делать с людьми, которые там живут? Предложить переехать в Фокино? Далеко не все захотят. Даже если согласятся, где найти бесплатный жилой фонд на 600 человек?
Впрочем, такова ситуация со всеми островами прибрежной акватории края. Территории не развиваются из-за плохого транспортного сообщения. Мудрые древние римляне не уставали повторять "Via est vita", то есть "Дорога - это жизнь". Морских дорог это тоже касается.
Оторванные от земли
Проблема транспортного сообщения с островными территориями в Приморье существовала всегда. И она всегда обостряется зимой - именно в это время года худо-бедно работающие летом очень старенькие паромы и баржи ломаются.
Вот и нынче без связи с большой землей остался не только остров Путятина. Жители острова Рейнеке оказались в блокаде в самом начале января. Сломалось судно на воздушной подушке "Влад-Регул". Перевозчик по запросам перевозил людей на катере, если позволяла ледовая обстановка.
А ровно год назад транспортный коллапс наблюдался на острове Попова. 27 декабря паром "Босфор Восточный" (постройки 1974 года) встал в проливе Старка. Двигатель заглох. По проливу между островами Попова и Русским иногда курсирует чья-то частная баржа. Но только если там разломан лед, что бывает не всегда. Нет баржи, люди просто идут по замерзшему морю до Русского. А оттуда добираются до материковой части Владивостока на автобусе.
Да, транспортное сообщение между островами - забота муниципальных властей. Так, администрация Владивостока все еще очень хочет купить какое-нибудь судно, чтобы разрешить проблему доступности островов, которые административно входят в территорию городского округа. Но в бюджете нет на это средств, а федеральный не помогает. Жители мечтают о строительстве моста на остров Попова с острова Русского, и разговоры о нем нет-нет да появляются в местных СМИ. Но, по словам Олега Кожемяко, он не относится к категории важных и нужных проектов. Поэтому рассматривать возведение перехода будут в отдаленной перспективе - не раньше 2032 года.
Остров Путятина - один из самых посещаемых островов залива Петра Великого. Берега его изрезаны и окаймлены рифами. Здесь много скал, чистое море с удивительным подводным миром, песчаные пляжи, лотосовые озера (самое известное - Гусиное) и историческое наследие. Все это ежегодно привлекает огромное количество туристов.
Остров назван по русской военно-морской традиции в честь Евфимия Путятина - адмирала, дипломата и российского государственного деятеля. Будучи руководителем экспедиции по исследованию прибрежных мест в 1852-1855 годах, он открыл заливы Посьета и Святой Ольги, а также острова архипелага Римского-Корсакова.
В конце XIX века купец Алексей Старцев основал на Путятине кирпичный и фарфоровый заводы, мастерскую по изготовлению шелков, оленью ферму, змеиный питомник, пасеку, виноградники и фруктовые сады, занимался разведением лошадей.
В советское время на острове разместился рыбокомбинат. Рядом с ним образовался островной поселок, который существует и поныне. Сейчас в нем живут около 600 человек. Никакого производства здесь нет.