Ранее Bloomberg сообщил, что ЕС рассматривает возможность ввести лимит цены для светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) из России в 100 долларов за баррель, а для темных (мазут, газойль, битум, гудрон) - 45 долларов за баррель.
Как отмечает Родионов, по данным лондонской биржи ICE, фьючерсы на нефтепродукты торгуются выше порога в 100 долларов за баррель для светлых нефтепродуктов и в 50 долларов за баррель - для темных. Фьючерс на автомобильный бензин с привязкой к хабу (торговая точка) в Роттердаме днем 26 января составлял 102 доллара за баррель, фьючерс на дизельное топливо (ДТ) - 126 доллара за баррель, а фьючерс на мазут с содержанием серы 3,5% - 58 доллара за баррель.
Стоит учитывать, что внешний рынок играет наиболее важную роль для производителей мазута и дизельного топлива, уточняет Родионов. Если в производстве автомобильного бензина доля экспорта по итогам первых 11 месяцев 2022 года составила 11%, а в производстве ДТ - 41%, то для мазута этот показатель достиг 80%. Впрочем, мазут является наименее маржинальным продуктом, в том числе из-за регуляторных изменений на мировом рынка. Например, Международная морская организация (IMO) с 2020 года ужесточила требования к мазуту, который используется в качестве топлива для морских перевозок. Если раньше предельно допустимое содержание серы в таком топливе составляло 3,5%, то теперь этот порог был понижен до 0,5%. Наряду с налоговым маневром, это способствовало сокращению выпуска мазута в России. Если в 2016 году экспорт мазута из РФ составлял 42 млн тонн, то по итогам 2021 года его объем снизился до 35,8 млн тонн (сокращение на 15%). Скорее всего, экспорт мазута в 2020-е годы продолжал бы сокращаться даже без эмбарго ЕС и потолка цен, считает эксперт.
Немного иная ситуация с дизельным топливом. Как отмечает Родионов, основной нишей использования ДТ являются грузоперевозки, где еще не сформировалась реальная альтернатива ископаемому топливу. Если в легковом транспорте такой альтернативой являются электромобили, то в грузовом - автомобили на топливных элементах, преобразующих химическую энергию водорода в электричество. И здесь реальный сдвиг произойдет лишь к началу следующего десятилетия. По оценке Еврокомиссии, к 2030 году доля грузовиков на топливных элементах в структуре новых продаж грузовых автомобилей в ЕС достигнет 17%.
Россия занимает 5 место в мире по объемам производства дизельного топлива и второе место в мире (после США) по объемам его экспорта.