Напомню: поправки были предложены в 2021 году и подразумевали, что при распределении рыболовных участков для добычи лососей конкурсы будут заменены электронными торгами. Тот вариант законопроекта был однозначно воспринят бизнес-сообществом как негативно влияющий на рыбную отрасль. Ведь через проведение аукционов и электронных торгов большинство рыбодобывающих предприятий Камчатского, Хабаровского краев и Сахалинской области лишились бы участков, поскольку по своему финансовому потенциалу они не готовы соревноваться с компаниями, которые имеют государственную и банковскую поддержку. Попросту произошло бы перераспределение объемов вылова тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке в пользу олигархических групп.
Мы тогда вели длительную борьбу и добились, что со второго чтения законопроект не ушел на третье, а, наверное, впервые за всю историю был отправлен на доработку. И до декабря прошлого года лежал где-то на полке, ждал своего часа. Кстати, когда проходили парламентские слушания по второму этапу инвестквот, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков предупредил, что ожидается очередной передел в отрасли. "Мы будем заниматься в полной мере исследованием эффективности использования рыболовных участков для доработки законопроекта об электронных торгах", - заявил он тогда.
Что же происходит сейчас? 28 декабря межведомственная группа при Росрыболовстве в первом приближении обсудила редакцию законопроекта. К сожалению, там не оказалось представителей Хабаровского края, и это возмутительно. В нашем регионе - речные РЛУ, и процесс промысла лососей отличается от работы на морских участках, характерных для Камчатки и Сахалина.
Уже вышел протокол по результатам заседания межведомственной рабочей группы, где субъектам РФ и бизнес-сообществу предлагается рассмотреть принципы добросовестности и инвестиционного нормирования.
Что означает принцип добросовестности? Предприятия руководствуются договорами на пользование рыболовными участками. Если выполнять этот договор, не допускать нарушения Правил рыболовства, то компания добросовестная. И группа сенаторов в свое время предложила законопроект, согласно которому всем добросовестным пользователям, выполняющим обязательства по договору, предоставлялась без конкурсных процедур пролонгация этих договоров на 10-15 следующих лет.
Но тот законопроект не принят. Взамен родилась идея новым нормативно-правовым актом определить критерии добросовестности и уже по ним по окончании срока действия договора на пользование рыболовным участком оценить - добросовестный пользователь или нет.
Позиция Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края однозначная: мы вообще против отказа от конкурсных процедур. Мы знаем, что красивым словам о пролонгации договора для добросовестных пользователей смогут соответствовать около десяти процентов рыбохозяйственных организаций. И совсем не потому, что они что-то нарушают.
Уже сейчас значительная часть рыболовных участков не соответствует договорам по координатам, происходит наложение участков друг на друга. Дело в том, что русло реки постоянно меняется: где-то намываются морские участки, там, где вчера была река, сегодня суша. Если корректировать границы РЛУ, то это уже будут новые участки, а значит, согласно законопроекту, все они подлежат передаче на аукцион, на электронные торги.
На наш взгляд, критериями добросовестности могут стать оказание содействия рыбоохранным мероприятиям и научным исследованиям, наличие на морских участках береговых перерабатывающих производств, а на речных - перерабатывающих небереговых (на реке-то к каждому участку завод не прилепишь). Возможно, дополнительным условием может быть статус градообразующего предприятия. Хабаровский Крайрыбакколхозсоюз предлагает включить в этот перечень наличие рыбоводного завода, что я считаю излишним. Критерии добросовестности действуют в комплексе, и получится, если ты имеешь производство, участвуешь в охране водных биоресурсов, помогаешь ученым, но не занимаешься рыборазведением, то выпадаешь из числа добросовестных пользователей.
Что касается инвестиционного нормирования, то мы высказали негативное отношение к этому предложению. Оно предусматривает некие ежегодные отчисления. Для Камчатки это возможно, потому что там на участках могут ловить от пяти до шести тысяч тонн лосося. А у нас есть РЛУ, на которых и 50 тонн не отлавливают.
К тому же в ноябре прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон о повышении ставок сбора за вылов биоресурсов. На лосося они выросли в три-четыре раза: на кету с трех до 12 рублей за килограмм, на горбушу - до 7,9 рубля. Эти деньги нужно заплатить только за то, чтобы "зайти" на воду. Ну какие еще отчисления нужны при этом?!
И почему-то никто не думает о главном - о том, что все эти затраты ложатся на себестоимость и стоимость конечного продукта. Отрасль и так критикуют за то, что в торговле рыба непомерно дорогая, а мы еще идем на ее удорожание. Но ведь предприятие не может продавать уловы по цене ниже себестоимости или работать с нулевой рентабельностью. Иначе его ждет банкротство.
Если все-таки будет пролоббировано принятие закона об электронных аукционах для распределения рыболовных участков для анадромных видов рыб без правок со стороны бизнес-сообщества, без приемлемых правил игры, то мы просто потеряем объемы добычи, потеряем предприятия, рабочие места и поселки.